Адаптивная школа – это школа, где каждый ребёнок, независимо от своих способностей и индивидуальных особенностей УСПЕШЕН. (Е. Ямбург)
В современной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной образовательной среды, которая рассматривается как совокупность влияний и условий, обеспечивающих реализацию образовательного процесса.
Сегодня общепризнанным является факт, что наиболее успешно формирование жизненной компетенции детей с особенностями психофизического развития осуществляется в условиях социальной интеграции. Она обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни, разворачивая разнообразные модели взаимодействий и общественных отношений.
Понятие «среда» отражает взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека. В этом случае предполагается его присутствие в среде, взаимовлияние, взаимодействие окружения с субъектом. Образовательная среда выступает неотъемлемой характеристикой любого учреждения образования. Это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление и удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенка. Для того, чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (педагогов, воспитанников и их законных представителей).
Образовательная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Предметный мир детства – это среда для развития всех специфических видов детской деятельности. Развивающая функция предметной среды специальной группы обуславливает необходимость сочетания традиционных и новых компонентов, что обеспечивает преемственность формирования деятельности от простых ее форм к более сложным.
Изменение окружающей среды при включении детей с особенностями психофизического развития в активную совместную жизнедеятельность с нормально развивающимися сверстниками предполагает, что специальной адаптации подвергается предметно-пространственная зона (в ней ребенок должен чувствовать себя в безопасности, хорошо ориентироваться и свободно передвигаться) и социальная среда (окружающим людям необходимо понять и принять детей с разными способностями и возможностями). Если для нормально развивающегося ребенка образовательная среда выступает в качестве источника разнообразного культурного опыта и условий, обеспечивающих его успешное присвоение, то для ребенка с особенностями психофизического развития образовательная среда, кроме сказанного, выступает в новом качестве – она является одним из ведущих средств обеспечения коррекционной направленности образовательного процесса.
Анализ образовательной среды с точки зрения характера обеспечиваемых ею средовых влияний (т. е. насколько они имеют развивающий эффект, учитывают разнообразные потребности и интересы ребенка, способствуют его жизненному самоопределению и самореализации) позволяет нам говорить о развивающей, личностно ориентированной среде. Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий для успешного присвоения элементов культуры каждым ребенком с учетом его возрастных особенностей, внутренних ресурсов и возможностей позволяет нам говорить об адаптивной образовательной среде. Анализ образовательной среды с точки зрения наличия в ней условий, способствующих профилактике нежелательных последствий влияния психофизических нарушений на жизнедеятельность ребенка, позволяет нам говорить о безбарьерной образовательной среде.
Поэтому важная задача педагогов и специалистов, работающих в условиях интегрированного обучения и воспитания, - обеспечить безбарьерную, адаптивную, развивающую, личностно ориентированную образовательную среду, модифицируя при этом каждую группу средовых ресурсов применительно к детям с особенностями психофизического развития. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна способствовать развитию самостоятельности ребенка, удовлетворению его потребностей сферы, включающей физиологические потребности, потребности в безопасности, любви, привязанности, признании, уважении, самоактуализации, формированию умения общаться, чувствовать себя частью сообщества.
Школа – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний деть становится осмысление особенностей толерантной образовательной среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка. Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия образовательного процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Выработав образ среды, ребенок начинает сопоставлять его с действительностью, искать или преобразовывать в соответствии со своими представлениями.
Посредством создания в учреждении содержательных, организационных и методических условий мы стремимся помочь каждому ребенку быть:
- субъектом собственной жизнедеятельности;
- субъектом предметной практической деятельности;
- субъектом деятельности общения;
- субъектом деятельности самосознания
При проектировании и построении адаптивной образовательной среды в специальных группах наши педагоги и специалисты учитывают следующие принципы:
Безопасность. Предполагает определенную предметную и пространственную организацию среды, позволяющую минимизировать у ребенка с особенностями психофизического развития чувство неуверенности и страха. Он получает возможность, используя доступные правила и средства защиты, свободно ориентироваться, передвигаться и выполнять необходимые действия.
Насыщенность культурно значимыми объектами. Образовательная среда постоянно обеспечивает ребенку контакт с разнообразными носителями информации (дает определенные сведения об окружающем мире), что значительно стимулирует его познавательную активность, непроизвольное и произвольное внимание, деятельность.
Доступность для полисенсорного восприятия. Предполагает, что образовательная среда стимулирует и обеспечивает возможность широко привлекать информацию от разных органов чувств как при восприятии отдельных объектов, так и существующих между ними отношений.
Смысловая упорядоченность. Предполагает, что все виды отношений в образовательной среде организуются в соответствии с определенной системой правил, понимание и выполнение которых значительно повышает эффективность жизнедеятельности ребенка с особенностями психофизического развития.
Погружение в систему социальных отношений. Организация образовательной среды обеспечивает ребенку событийную общность, стимулирует его активное взаимодействие и сотрудничество с окружающими людьми.
Развивающий характер. Предполагает наличие системы продуманных препятствий, которые ребенок в состоянии преодолевать самостоятельно или с помощью окружающих.
Ориентация на охрану и развитие нарушенных анализаторных систем, использование реальных и потенциальных познавательных возможностей. Организация образовательной среды ставит ребенка перед необходимостью регулярно использовать остаточный слух, остаточное зрение, ограниченные двигательные возможности при соблюдении всех необходимых рекомендаций; работать в зоне актуального и ближайшего развития.
Организация образовательной среды для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Пространство в интегрированном классе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в нем свободно перемещаться (в том числе - выполнять движения в различных направлениях при проведениилогоритмических упражнений).
Обстановка должна стимулировать речевое развитие ребенка - создаются специальные речевые уголки, которые наполняются различными пособиями для развития мелкой моторики и ручного праксиса; наглядно-иллюстративным материалом по лексическим темам, основным фонетическим группам, а также для развития фразовой речи, фонематического слуха; игрушками для развития диафрагмальноречевого дыхания и др. Желательно выделение и оформление уголков:
- для куклотерапии и сказкотерапии - с целью развития связной выразительной речи, преодоления логофобии,
- для песочной терапии, для игр с различным сыпучим материалом и водой («пальчиковый бассейн» - для развития мелких движений пальцев рук, являющегося важным средством стимуляции речи и повышения работоспособности) и др.,
При моделировании среды необходимо избегать ее перенасыщенности, а также помнить, что она должна отличаться определенной динамичностью, т. е. подвергаться постоянному изменению.
Организация образовательной среды для детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
В интегрированных классах, в которых есть учащиеся с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата созданы специальные условия: во-первых, для формирования мотивации к самостоятельной организации деятельности; вo-вторых, для обогащения и расширения индивидуального опыта ребенка; в-третьих, для формирования социальных отношений.
Прежде всего для детей данной категории была создана безбарьерная образовательная среда: пандусдля входа в школу, отсутствие порогов и разноуровневых полов в учреждении, наличие специальных стульчиков занятий). Всё это призвано облегчить передвижение ребёнка с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата в группе и на улице, а также содействовать развитию у него самостоятельности и стремления передвигаться без помощи или незначительной поддержки взрослого.
Помещения уютные, достаточно освещенные и теплые, дети чувствуют себя в них комфортно. Предметы, окружающие детей, подбираются с учетом возраста и их физических возможностей: секционные шкафы и стеллажи с открытыми полками, легкая мебель без острых углов, низкие шкафчики, выдвижные ящики.
В образовательной среде предусмотрены наборы сенсорных стимулов для развития сенсорно-перцептивной сферы:
- для развития зрительного восприятия: образцы цветной бумаги, пластика, ткани, цветные дощечки, наборы плоскостных и объемных геометрических фигур, мозаика, цветной конструктор;
- для развития слухового восприятия: звучащие предметы и музыкальные инструменты;
- для развития осязания: кусочки разных видов бумаги, ткани, образцы различной древесины, металла, пластика и других материалов, рельефные изображения объектов, тактильные мешочки.
Дети данной категории имеют нарушения как общей, так и мелкой моторики. Для развития общей моторики педагоги имеют спортивный инвентарь для проведения подвижных игр и развития движений: скакалки, мячи.
В нашем учреждении образования мы стараемся создать все необходимые условия для успешного совместного обучения и воспитания детей, имеющих те или иные нарушения психофизического развития и их нормально развивающихся сверстников.
Продолжается работа по созданию адаптивного образовательного пространства. Постепенно решаются вопросы образовательного и программно-методического обеспечения, создаётся резерв дидактических материалов, учебно-методических пособий для обучения детей с особенностями психофизического развития.
- насыщенность культурно значимыми объектами
- полифункциональность - смысловая упорядоченность
- развивающий характер
- событийность и событийная общность
Организация образовательной среды для детей с интеллектуальной недостаточностью
Поддержка когнитивных возможностей: восприятия, переработки, сохранения, применения полученной информации
Особенности детей с ОПФР:
- замедленная скорость приема, переработки и использования информации;
- меньший объем воспринимаемой и сохраняемой информации;
- обедненный запас представлений об окружающем;
- отставание в развитии мыслительной деятельности;
- специфические недостатки моторики;
- недостатки словесного опосредствования;
Специальные условия обучения и воспитания детей с ОПФР:
- обеспечение пропедевтического периода обучения;
- построение обучения с учетом сенсорных возможностей ребенка, в том числе, на полисенсорной основе;
- замедленный темп преподнесения учебной информации;
- меньший объем порций учебной информации;
- дозированная помощь педагога;
- усиление наглядного, практического характера обучения;
- пошаговый контроль за пониманием учебного материала;
- целенаправленное формирование умений познавательной деятельности, планирования и самоконтроля
Поддержка эмоционально-волевых возможностей: направленности активности ребенка, его познавательной мотивации, возможности сосредоточения и удержания внимания
Особенности детей с ОПФР:
- недостатки эмоционального опосредствования объектов, явлений, действий (внимание к переживаниям других людей, способность к сопереживанию и т.д.);
- недостаточная концентрация внимания, преобладание непроизвольного внимания;
- преобладание игровых мотивов над познавательными;
- снижение адаптации к изменяющимся условиям;
Специальные условия обучения и воспитания детей с ОПФР:
- усиление познавательной мотивации и положительного отношения к учению;
- создание эмоционально насыщенных образовательных ситуаций;
- дозированная физическая и эмоциональная нагрузка;
- индивидуально-личностное оценивание;
- целенаправленное формирование рефлексивных умений;
- построение образовательного процесса на основе конкретных житейских ситуаций;
- использование поведения педагога в качестве образца отношения к учебнопознавательной деятельности.
Поддержка поведенческих возможностей: способности к передвижению, совместной деятельности, общению, сотрудничеству
Особенности детей с ОПФР:
- преобладание интереса не к деятельности, а к отдельным признакам объектов, внешности и положительным личностным качествам партнера;
- низкая инициатива и потребность в сотрудничестве;
- несформированность умений коммуникации, сотрудничества, кооперации;
- низкая способность к адекватной оценке результатов своего труда;
Специальные условия обучения и воспитания детей с ОПФР:
- обеспечение адаптивной, безбарьерной образовательной среды;
- дополнительная стимуляция потребности в коммуникации и сотрудничестве;
- включение в разнообразные виды и формы совместной деятельности с детьми и взрослыми;
- специальное обучение умениям коммуникации и взаимодействия;
- широкая презентация критериев и показателей оценки результатов деятельности, другого человека;
- обеспечение накопления социального опыта в сфере общения и жизнедеятельности.
Организация образовательной среды для детей с нарушением зрения
Поддержка поведенческих возможностей пространственного ориентирования и мобильности
Обеспечение безопасности и самостоятельности при ориентировке и передвижении
Специальная организация учебного помещения
Класс обычно располагается в непосредственной близости от других школьных помещений, которые ребенок посещает в течение дня (столовая, туалетная комната, раздевальная, спортивный зал) и в определенной отдаленности от мест, связанных с интенсивным движением учащихся. Класс – территория свободного передвижения учащихся по основным маршрутам (вход – рабочее место – стол учителя – доска – классные зоны и т.д.): продумывается размещение мебели, с целью обеспечения свободной ориентировки и безопасного передвижения (расстояние между рядами столов составляет не менее 600 мм, ширина прохода между стеной и рядом столов – не менее 700 мм). С учащимися класса проводятся разъяснительные беседы о правилах поведения в классе: не двигать столы, не выдвигать стулья в проходы, не оставлять открытыми окна, дверцы шкафов, входные двери. Подобные ситуации являются травмоопасными для незрячих и слабовидящих детей. Специальная организация других помещений и территорий учреждения образования (столовая, спортивный зал, пришкольный участок и д.р.)
Специальная организация пространства для слабовидящих подчиняется определенным правилам:
1) правило «постоянства пространства» предполагает сохранение стабильных пространственных отношений в различных зонах учреждения образования и обязательное информирование детей о всех изменениях;
2) правило «нежелательности отвлечений во время ориентирования и движения», предупреждает детей с нарушениями зрения о необходимости предельной концентрации внимания, т.к. любые, даже незначительные отвлечения могут привести к ушибам и травмам;
3) правило «профилактики опасности» задают порядок действий ребенка в неблагоприятной ситуации, и требуют быстрого осознанного реагирования на инструкции типа «остановись», «лестница», «бордюр» и др.;
4) правило «корректного употребления местоимений», обращает внимание на нежелательность их использования, слова типа «там», «здесь», «тут» не дают ребенку с нарушениями зрения конкретных представлений о пространственных отношениях и значительно затрудняют процесс ориентирования;
5) правила передвижения по школе, которые будут соблюдать все учащиеся: закрывать двери, не останавливаться на лестнице, держаться правой стороны, уступать дорогу старшим и ребятам, использующим специальные средства передвижения (трости, коляски и др.)
Специальное оборудование и дидактические материалы для детей с нарушениями зрения
- индивидуальные и стационарные увеличивающие устройства (лупа, телевизионное увеличивающее устройство проектор, документ камера, мультимедийная доска и др.)
- фоновый экран;
- светозащитные фильтры (очки, козырьки) для детей со светобоязнью;
- подставки для книг со свободной регуляцией угла наклона;
- ИКТ (электронные увеличители, дополнительные возможности операционных систем и браузеров)
Специальные дидактические материалы
- натуральные объекты, доступные для полисенсорного восприятия;
- адаптированные изображения;
- адаптированные чертежи, карты;
- комбинированные изображения;
- материалы с укрупненным шрифтом;
- тетради со специальной разлиновкой;
- офтальмотренажеры индивидуального и группового пользования
Организация режима дня, учебных занятий, деятельности детей
Поддержка энергетических и поведенческих возможностей. Обеспечение режима преследует цель предупреждения умственного и зрительного утомления, охраны и развития зрительных функций; структурирование направлено на стимулирование активности, уверенности
Составление расписания занятий, планирование контрольных работ с учетом динамики работоспособности в течение дня, недели, четверти.
Соблюдение дозировки зрительной и тактильной нагрузки для слабовидящих, частичнозрячих, незрячих за счет своевременной смены видов учебной деятельности.
Организация физкультминуток, зрительных гимнастик в том числе с использованием разнообразных специальных приспособлений (таблиц, рисунков, меток), тренажеров (в том числе на основе ИКТ), игровых упражнений, что помогает превратить данную процедуру в увлекательную игру.
Организация образовательной среды для детей с аутистическими нарушениями.
Организация обучения детей с аутистическими нарушениями предполагает создание для них адаптивной образовательной среды с особой организацией пространства и визуализацией времени. Адаптивная среда обучения – это именно та среда, в которой сенсорные особенности аутичного ребенка находят понимание и поддержку.
Для создания адаптивной образовательной среды педагогу следует:
- Обозначать четкие визуальные и материальные границы пространственных зон.
Для этого используют специально приспособленные перегородки, предметы мебели, различные покрытия на пол или маркировки. Четкие физические и индивидуальные границы помогают учащемуся понять, что каждое средовое пространство имеет начало и конец. Например, разделение стола на две части с помощью перегородки, клейкой ленты или четкой линии делает видимым пространство, которое каждый из двух сидящих за столом учеников считает своим. Место ребенка с аутистическими нарушениями можно обозначить табличкой с его именем и фамилией.
- Минимизировать количество раздражителей в классе.
Для этого используются одноместные рабочие столы. С помощью установки на стол невысоких ширм можно уменьшить количество визуальных отвлекающих факторов. Такая обособленность также будет снижать возможную тревожность ребенка.
- Рационально организовывать рабочее место учащегося.
Учащихся с аутистическими нарушениями важно приучать к порядку на рабочем месте, используя картинки, цветовые обозначения, цифры, знаки и т.д. На рабочем месте ребенка делается разметка: маркируются места размещения тетради, книги, ручки, карандаша, линейки. Также можно использовать контрастную обводку или нарисовать контуры этих предметов. Для удобства предметы размешаются в разных коробках.
- Маркировать учебные принадлежности.
С помощью сигнальных опор маркируются учебники и соответствующие им тетради, например, маркерами оранжевого цвета обозначают учебники и тетради по математике, зеленого–по русскому языку и т.д. Аналогично можно маркировать необходимые разделы в учебниках, учебные принадлежности, мебель и др. Сигнальные опоры позволяют ребёнку быстро ориентироваться и без внешней помощи организовывать свою деятельность.
- Разделять пространство на зоны по видам деятельности.
Помещения учреждения образования делятся по видам деятельности на конкретные пространственные зоны (учебную, игровую, столовую, гигиеническую и др.). Зоны обозначаются соответствующими пиктограммами, отражающими деятельность в этой пространственной зоне, что облегчает ориентировку детей в учреждении образования. В классе это могут быть следующие зоны: зона самостоятельной работы, зона работы учителя с учащимся один на один, зона групповой игры. Все эти зоны должны иметь четкие визуальные границы, чтобы ребенок с аутизмом понимал назначение данного участка пространства. Обязательно выделяется зона отдыха, или «уголок уединения», где ребенок может побыть один, отдохнуть и снизить уровень стресса в момент сенсорной перегрузки без посторонней помощи. В этой зоне могут находиться личные предметы ребенка, а также маленькие предметы (прищепки, веревочки, мячики и др.) в так называемой «релаксационной корзине». Необходимо объяснить ребенку, что в ситуации нарастания у него отрицательных эмоций он может, с разрешения учителя, переместиться в это тихое изолированное место или взять на свое рабочее место успокаивающий его предмет из «релаксационной корзины». Это значительно снижает тревожность ребенка и устраняет некоторые его поведенческие проблемы.
- Наглядно представлять последовательность событий во времени.
Ребенок с аутистическими нарушениями нуждается в визуализации времени. Для того чтобы он смог устанавливать причинно-следственные связи между отдельно происходящими событиями и явлениями, необходима специальная организация пространства в классе с применением зрительных опорных сигналов, которые помогают аутичным детям сосредоточиться на актуальной информации. Визуализация организуется с помощью наглядно представленной последовательности действий в виде расписания.
Визуализированное расписание занятий помогает учащемуся самостоятельно перейти от одного вида деятельности к другому, из одной зоны в другую, сообщая, куда ему необходимо направиться после окончания конкретной работы.
Таким образом, создание адаптивной образовательной среды позволит уменьшить «поведенческие» проблемы ребенка с аутистическими нарушениями и поможет ему приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые окружают нас в обыденной жизни.
педагог психолог
позняк о.в.
|