Ранняя комплексная помощь

В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет.

Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР.  Ранняя комплексная помощь проводится при тесном взаимодействии с организациями здравоохранения. Комплексность помощи обеспечивается организацией педагогической, медицинской, социальной, психологической и иных видов помощи. Для оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет в ЦКРОиР созданы три кабинета ранней комплексной помощи, в которых создана  адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям в возрасте до трех лет, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности. В соответствии с пунктом 15 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи определяется программой ранней комплексной помощи, которая является основанием для разработки ЦКРОиР индивидуальных программ ранней комплексной помощи.

Реализацию программы ранней комплексной помощи осуществляют педагогические, медицинские и иные работники ЦКРОиР при ведущей роли учителя-дефектолога по плану, в котором отражается перечень мероприятий, их цель, срок реализации, расписание занятий, ответственный исполнитель, планируемый результат. План работы составляется на основе индивидуальной программы ранней комплексной помощи и утверждается руководителем ЦКРОиР.
Форма учета проведенных занятий и мероприятий, критерии оценки достижения поставленных целей и эффективности реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи утверждаются руководителем ЦКРОиР.

Индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье проводится с периодичностью 2–3 раза в месяц и включает:

  • занятие непосредственно с ребенком;
  • консультирование законных представителей об индивидуальных особенностях ребенка и тех условиях, которые необходимы для его оптимального развития по мере взросления ребенка;
  • обучение законных представителей эффективным и доступным приемам взаимодействия с ребенком и способам ухода за ним;
  • оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье.

Общая продолжительность занятия составляет 1 час.

В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2–3 раза в неделю.

В ЦКРОиР могут открываться группы для детей с особенностями психофизического развития старше двух лет по возможности со сходными нарушениями. В группе устанавливается гибкий режим функционирования 2–5 раз в неделю с временем пребывания детей до 4 часов в день. Наполняемость группы составляет 2–4 человека.

Режим функционирования группы определяется Учредителем ЦКРОиР в соответствии с запросами законных представителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет.

 

ТРЕБОВАНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ 

  1. Общим требованием к организации ранней комплексной помощи является обязательное присутствие Вас, родителей, на занятиях. Включение в коррекционно-образовательный процесс позволят Вам овладеть специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для обеспечения системной работы с ребенком, как в условиях учреждения образования, так и дома. Занятие невозможно проводить без вашего активного участия, т.к. именно близкие являются эталоном поведения, примером для подражания и создают чувство защищённости у ребёнка.

  2. Помните!Если Вы хотите видеть динамику в развитии Вашего ребенка, то посещать занятия нужно систематически и регулярно, выполнять советы и рекомендации специалистов.

  3. Просьба:заходите на занятие к специалисту согласно расписанию или по приглашению (перерывы необходимы для подготовки к следующему занятию, а также для проветривания помещения).

  4. Нe опаздывайте - упущенное время крадет у Вашего ребёнка частичку знаний.

  5. Предупреждайте своего учителя-дефектолога об отсутствии или (после перерыва в занятиях о Вашей явке) на занятия, чтобы педагог смог подготовится к встрече с Вами.

  6. При посещении нашего учреждения ребенок должен быть накормлен не позже чем за 30 минут до начала занятия. С собой имейте питье. Необходимы бумажные и влажные салфетки, подгузник или сменная одежда во избежание неприятных ситуаций. 

   Для деток, которые ещё не ходят, на занятие возьмите пелёнку. 

  1. Не приводите на занятие ребенка при наличии у него явных признаков заболевания (насморк, кашель, температура) или в тех случаях, когда малыш находится на карантине или домашнем режиме. Проявляйте уважение к педагогам и другим детям, которые находятся в учреждении.

  2. Соблюдайте чистоту и порядок помещения ЦКРОиР. Переодевайтесь и переобувайтесь на вахте. Помимо этого, просим аккуратно относиться к мебели и оборудованию. В игровой следите за сохранностью игровых модулей, разувайте малыша при посещении сухого бассейна. На собственном примере приучайте ребенка убирать разбросанные игрушки, аккуратно пользоваться умывальником и туалетом.

  3. По всем волнующим Вас вопросам обращайтесь непосредственно к своему учителю-дефектологу, который является координатором службы ранней комплексной помощи. 

Консультации для родителей

Мама-терапия

Метод мама-терапии настолько же прост, насколько и гениален. Он помогает достичь значительного улучшения в лечении многих заболеваний и нарушений поведения у ребёнка. Как? Просто за счёт укрепления связи мамы и малыша и огромного потенциала, который несет в себе материнская любовь. А придумал лечить детишек материнской любовью доктор Борис Драпкин, один из самых известных в мире российских детских психиатров и психотерапевтов.

Истоки любви

С чего начинается материнская любовь? С того момента, как женщина увидит первую улыбку ребёнка? Или когда она узнаёт, что беременна? Нет, гораздо раньше! Самый благоприятный фон для развития малыша создаётся, когда мама начинает его любить ещё до зачатия. В этом случае наступление беременности воспринимается как большая радость и счастье. Следующий важный этап - протекание беременности. На этом этапе важно, чтобы маму и малыша сопровождали положительные эмоции. В первый год жизни малыша закладывается его базовое доверие к миру. Если мама кормит грудью, находится рядом с ребёнком, не оставляет его надолго с другими людьми, часто берёт на руки, ласково разговаривает, кроха понимает: мир доброжелателен к нему, а мама любит.

Как же передать крохе свою любовь? Прежде всего, взглядом и прикосновениями. Как можно чаще смотрите любимому чаду в глаза, с нежностью и любовью. Старайтесь чаще гладить, обнимать маленького, шутливо возитесь с ним. К этим двум способам добавляется третий - мамин голос. Ребенок начинает его слышать с пятого месяца внутриутробной жизни, а появившись на свет, узнаёт, эмоционально реагирует, чутко различая интонации. Если мать постоянно сердится на ребёнка, не принимая его таким, какой он есть, малыш получает от неё «программу» неудач и болезней, которые могут повлиять на всю его жизнь.      И, напротив, если материнский голос звучит с любовью, если в нём постоянно слышится поддержка и одобрение, крохе даётся установка на здоровье и счастье, которое закрепляется на сознательном уровне, и благотворно влияет на весь организм.

Психотерапевтический метод Бориса Драпкина основан на внушающем воздействии материнского голоса, на глубинной психоэмоциональной общности мамы и малыша, использование ресурсов материнской любви. Этот метод запатентован и признан авторитетным сообществом врачей. Он может применяться для детей, страдающих неврозами, вегетососудистыми дистониями, заиканием, энурезом, психосоматическими расстройствами. Позитивный психологический настрой ребёнка запускает механизм выздоровления, а лекарства способны поддержать этот процесс. Метод пригодится и родителям, которые не могут уделять своему ребёнку достаточно времени. Даже здоровые детки страдают от недостатка родительской любви и ласки. Особенно эффективен для детей от шести месяцев до двенадцати лет, когда общность матери и ребёнка наиболее сильна.

Базовая программа мама-терапии по методу Бориса Драпкина

Она полезна любому, в том числе и здоровому ребёнку, и состоит из четырёх основных блоков, тщательно подобранных фраз и выражений. Вы должны выучить эти фразы, и каждый вечер говорить своему крохе, дождавшись, пока он заснёт.

  • подойдите к кроватке малыша через 20-30 минут после того, как малыш заснул, сядьте рядом, слегка притроньтесь к его ручке или головке и произносите фразу за фразой.

Старайтесь делать это медленно, со всей силой своего материнского убеждения, как бы посылая малышу «волны любви».

  • повторять процедуру надо каждый день. Программа рассчитана на два месяца, но улучшения в состоянии ребёнка начнутся намного раньше. Изменять формулировки и переставлять фразы местами не стоит, так как именно эта последовательность доказала свою эффективность при оказании помощи многим тысячам детей.

Вся программа абсолютно позитивна, здесь нет никаких «не». Вы просто пробуждаете в своём малыше желание быть хорошим, счастливым, здоровым и закрепляете уверенность, что это возможно. Самое главное - заканчивать нужно всегда заверениями в безграничной материнской любви.

  1. Витамин материнской любви.
  • Я тебя очень сильно люблю
  • Ты - самое дорогое и родное, что у меня есть.
  • Ты - моя родная частичка, родная кровинушка.
  • Я и папа очень сильно тебя любим
  1. Установка на физическое здоровье.

(говоря, представляйте своего ребёнка здоровым и крепким)

  • Ты сильный, здоровый, красивый мальчик (девочка)
  • Ты хорошо кушаешь, и поэтому быстро растёшь и развиваешься
  • У тебя крепкие сердечко, животик, грудка
  • У тебя нежная гладкая кожа
  • Ты легко и красиво двигаешься
  • Ты закалённый и редко болеешь

3. Установка на нервно-психическое здоровье.

  • Ты спокойный мальчик (девочка)
  • У тебя хорошие крепкие нервы
  • Ты терпеливый, добрый, общительный
  • Ты умный мальчик (девочка)
  • У тебя хорошо развивается головка и ум
  • У тебя всегда хорошее настроение, ты любишь улыбаться
  • Ты хорошо спишь
  • Ты легко и быстро засыпаешь
  • Ты видишь только хорошие, добрые сны
  • У тебя быстро и правильно развивается речь и мышление

4. Эмоциональный эффект, очищение от болезней и проблем.

(если ребёнок здоров, слово «болезни» пропускается)

  • Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности
  • Я забираю и выбрасываю твой плохой сон
  • Я забираю и выбрасываю твои страшные сны
  • Я забираю и выбрасываю твою плаксивость
  • Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде
  • Я забираю и выбрасываю твою тревожность (вспыльчивость, драчливость, страхи...)
  • Ты здоровый ребёнок
  • Ты счастливый мальчик (девочка)
  • Ты всё успеваешь, прекрасно учишься в школе
  • У тебя великолепные успехи в ...
  • Ты талантливый, успешный, уверенный в себе
  • Я и папа гордимся тобой
  • Я тебя очень-очень сильно люблю

Эти четыре блока фраз мамы могут внушать свои детям, не боясь навредить, потому что здесь только позитивная установка на нормальное развитие и хорошее самочувствие. Говорите эти слова с искренностью и внутренней сосредоточенностью, обращёнными к ребёнку, и он обязательно вырастет здоровым, умным и счастливым.

Мамина ласка поможет!

Базовая программа мама - терапии по методу Бориса Драпкина.

Метод мама - терапии настолько же прост, насколько и гениален. Он помогает достичь значительного улучшения в лечении многих заболеваний и нарушений поведения у ребенка. Как? Просто за счет укрепления связи мамы и малыша! А придумал лечить детишек материнской любовью российский доктор Борис Зиновьевич Драпкин.

Она полезна любому, в том числе и здоровому ребенку, и состоит из 4 основных блоков, тщательно подобранных фраз и выражений. Вы должны выучить эти фразу и каждый вечер говорить своему крохе, дождавшись, пока он заснет.

Подойдите к кроватке малыша через 20-30 минут, убедитесь, что он спит, слегка притроньтесь к его ручке или головке и произносите (сначала мысленно, а затем вслух) фразу за фразой. Старайтесь делать это медленно, со всей силой своего материнского убеждения, как бы посылая малышу «волны любви».

Повторять процедуру надо каждый день. Программа рассчитана в среднем на два месяца, но улучшения в состоянии ребенка начнутся раньше. Изменять формулировки и переставлять фразы местами не стоит, так как именно эта последовательность доказала свою эффективность при оказании помощи многим тысячам детей. Это общая программа, которую можно применять в ряде несложных случаев самостоятельно. Индивидуальная программа создается и корректируется в процессе лечения специалистом. Самое главное - заканчивать нужно всегда заверениями в безграничной материнской любви. Вся программа абсолютно позитивная, здесь нет никаких «не». Вы просто пробуждаете в своем малыше желание быть хорошим, счастливым, здоровым и закрепляете уверенность, что это возможно.

«НЕТ!» развивающим мультикам, «ДА!» развивающему общению

В последнее время увеличилось количество детей с задержкой речевого развития. Несмотря на то, что связано это со многими факторами - проблема достаточно актуальна на сегодняшний день. И она имеет важное значение для развития подрастающего поколения. Попробуем с этим разобраться.

Овладение речью для ребёнка – чрезвычайно сложный и длительный процесс, который базируется  на «трёх китах»:

* понимание  речи;

 * артикуляция (строение артикуляционного аппарата);

* пассивный словарь (сформированные представления об окружающем мире).

Огромное значение имеет стремление к общению, т. е. мотивация малыша. Чем больше мамочки и папочки сюсюкают и агукают с грудничком – тем больше ребёнок подражает звукам и интонации, которые слышит от родителей, и тем больше ему хочется продлить это «общение» и привлечь к себе внимание окружающих. Поэтому уже с первых дней стоит обратить внимание на поведение и реакции малыша.

Для овладения речью есть свои определённые возрастные рамки:

В первый месяц показателем доречевого развития является кряхтение, крик ребёнка, который очень информативен для мамы (либо это просто привлечение внимания, либо это признак того, что что-то болит).

На втором месяце в результате эмоционального общения с близкими появляется гуление, гукание, «комплекс оживления», малыш прислушивается и фиксирует взгляд на лице взрослого, начинает улыбаться, «экспериментировать»с гласными.

К первому полугодию ребёнок активно гулит (в отличие от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появляются губные звуков с гласными («ба», «па»). И это начальный этап перехода от гуления к лепету.

К девяти месяцам ребёнок  активно лепечет, учится управлять губками, языком, произвольный выдох становится длиннее (это важно, т.к. все слова человек произносит на выходе), речь становится более эмоциональная, появляется ситуационное понимание обращенной речи (это первый «кит»!).

К году лепет переходит  в слоги, появляется  способность понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи, регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».

Хочется ещё раз отметить, что только лишь при живом общении с ребёнком, когда малыш слышит голос мамы (без других слуховых раздражителей), хорошо видит,  как мама складывает губки при разговоре с ним, будут формироваться все вышеперечисленные навыки.

Что же делать, если малыш не реагирует на голос, не фиксирует взгляд, тихонько лежит в кроватке и не реагирует вообще ни на какие раздражители?

В первую очередь нужно проверить слух. Если слух в норме, нужно продолжить обследование ребёнка, не бояться обратиться к неврологу, психиатру. Законным представителям очень важно понять, что медлить нельзя, что ребёнку нужна помощь. Возможно, это будет просто консультация, а может и медикаментозное лечение. Обязательно нужно обратиться к специалисту. Не ходить по «бабкам» и лечить испуг, не ориентироваться на прадедушку, который заговорил в пять лет целыми предложениями, не слушать, что мозг ребёнка развивается до пяти лет, не ждать «пресловутых» трёх лет. Не стоит заниматься самообманом. Только через живое общение с ребёнком вы сможете увидеть проблему, и только специалист сориентирует в правильном направлении для ее решения.

Сейчас очень популярны развивающие мультики. Это очень удобно. Пока ребёнок перед телевизором (телефоном, планшетом), мама может поделать все дела по дому, уделить себе время, переключиться. Развивающие мультики – это неплохо. Но помните, что телевизор не научит ребёнка реагировать на собственное имя, правильно складывать губки при произнесении звуков, телевизору безразлична адекватность реакции ребёнка на кубик, свинку или рекламу. А ведь это всё понимание речи. Без понимания не будет активной диалогической речи. Поэтому доречевой период, как и фундамент при строительстве дома,  имеет огромное значение для формирования речевого развития, что влечёт за собой формирование всех психических процессов, а от этого зависит успешность формирования учебных навыков.

Именно в возрасте до 3-ёх лет ребёнок учится новым словам и их адекватному использованию. Для этого ему нужны игры, общение с родителями и чтение ими книжек.
 
Обучающий эффект видео сомнителен. Учёные пришли к выводу, что развивающие передачи, игры, мультики не вносят никакого вклада в развитие маленького ребёнка, не могут научить его чему-то новому, а всё, на что они способны, - развлечь и отвлечь.
свернуть

Консультация для родителей: «Игры, которые можно провести дома»

Игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок развивается, познает окружающий мир, приобретает опыт общения. Поэтому вся моя работа, особенно в младшем строится на основе игры. Составляющая игры – это и речевой материал, и музыка, и дидактический материал.

«Путешествие на дачу»

Скоротать время в дороге можно следующим образом. Один из родителей ведет машину, другой считает, например, обгоняющие их красные автомобили, а ребенок - такие же, идущие навстречу. Можно считать машины определенной марки, определенной величины.

«Найди игрушку»

Спрячьте маленькую игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение: на ..., за ..., между ..., в ..., у ... и т.п. Потом поменяйтесь ролями.

«Чего не стало?»

Поставьте на стол десять игрушек в ряд. Предложите ребенку пересчитать их и запомнить расположение. Затем попросите его закрыть глаза. Уберите две любые игрушки. После чего ребенок открывает глаза и отвечает на вопросы:

- Игрушек стало больше или меньше?

- Какие игрушки исчезли?

- Какими они были по счету?

«Назови соседей»

Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей этого числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются ролями.

«Кто знает, пусть дальше считает»

Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.

«Найти столько же»

Взрослый держит в руках веером карточки с цифрами так, чтобы ребенок их не видел. Предлагает ему вытащить одну из них. Ребенок выбирает одну карточку и, запомнив цифру, находит соответствующее число одинаковых (по любому признаку) предметов в комнате, затем столько же разных.

«Чудесный мешочек»

На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки или пуговицы, фасолинки, бусинки, каштаны) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую карточку с цифрой или нужным количеством кружочков. Потом можно поменяться ролями.

«Отгадай число»

Ведущий (взрослый) загадывает число и говорит, что оно меньше 20. Ребенок, задавая вопросы со словами «больше» или «меньше», отгадывает задуманное число.

«Кто больше?»

Перед играющими на столе две кучки мелких пуговиц (фасолинок). По команде игроки в течение определенного времени откладывают из кучки пуговицы по одной. Потом считают, кто больше отложил. Можно усложнить игру: откладывать пуговицы левой рукой.

«Камешки»

Играют вдвоем. Положите на землю камешки. Каждый по очереди подбрасывает один камешек вверх, стараясь его поймать, и одновременно собирает лежащие на земле камешки в другую руку. Если это удается, то количество пойманных камешков засчитывается как выигранные очки. Кто первый наберет 20 очков, тот и выиграл.

свернуть

Выбираем игрушки правильно

 
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
 
Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка - очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
 
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
 
Трудно представить, что подобное отношение ребёнок может испытать к роботу - трансформеру, игрушке "Денди", взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.
 
В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.
 
Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
 
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
 
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.
 
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.
Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.
 
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
Игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.
Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких - это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов - пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.
 
Игрушки для годовалого малыша. Интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки неваляшки.
 
Для 2-летних детей очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребёнка к аккуратности, самостоятельности, т.к. в них должны складываться после игры кубики, мячи, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет своё игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
 
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и.т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
свернуть

Развитие речевой активности

Для развития речевой активности ребёнка повторяйте те звуки и звукосочетания, которые произносит сам ребёнок. Таким образом, вы вызовете у ребёнка потребность произнести их повторно, что будет способствовать развитию слуха, укреплять его речевые органы. У малыша станет совершенствоваться артикуляционный аппарат, дыхание, голос. Урок подражания принесёт пользу в том случае, если ребёнок ощущает полный комфорт: здоров, бодр, сыт, находится в тепле. Во время такого разговора малыш должен хорошо видеть ваше лицо. В этом случае он будет подражать не только звукам, но и вашей мимике. Чтобы малыш мог отчётливо слышать свой голос и голос говорящего с ним взрослого, устраните посторонние звуки и шумы, выключите телевизор. Эмоциональная и голосовая реакция ребёнка активизируется в игре со взрослыми. Кто-то из родителей говорит ау или ку- ку, а сам переходит на другое место, находясь в то же время в поле зрения малыша. Ребёнок отыскивает его глазами, радуется, издаёт звуки.
 
♦ Предложите малышу оглянуться вокруг и показать, например, кто сказал мяу? Побуждайте его подражать звукам, издаваемым животными:
- Мяу (кошка), пи-пи-пи (мышка), бе-е-е (баран), ме-е-е (овца), га-га-га (гусь), ку-ку (кукушка) и т.д. Можно также подражать звукам, которые ребёнок слышит в своей повседневной жизни.
- Шлёп (по лужам), буль-буль (рыбки плавают), хрум-хрум (заяц ест морковку), плюх (упал в воду), тик-так (часы), би-би (машина), ту-ту (поезд), бах (что-то падает), о-па (мячик) и т.д.
- Ляля топ- топ. Ква-ква прыг. Ляля ням-ням. Папа ам. Ляля куп-куп. Ав-ав ням. Га-га буль- буль. Мама алё. Баба бо-бо.
 
♦ Постепенно приучайте малыша пользоваться словами, вызывайте у него потребность говорить. Так, если ребёнок тянется к игрушке, название которой хорошо знает, не торопитесь давать её, попытайтесь вызвать у него речевую реакцию: произнести слово, звуки или звукосочетания (би-би, Катя). Если ребёнок молчит, спросите его: «Тебе дать машину (би-би). Это Катя».
 
♦ На первом году жизни можно использовать звукоподражания, например, часы называть тик-так, молоток – тук-тук, звонок – дзинь-дзинь и т.д. Такие слова ребёнку легче произнести, и он ими охотно пользуется. Однако наряду с ними необходимо употреблять «взрослые» слова.
 
♦ Для развития понимания речи взрослых предложите ребёнку отыскать среди нескольких предметов какой-то один. Так, среди 2-3 игрушек, находящихся поблизости, попросите его найти зайчика или мишку: «Катя, где зайчик?», «Катя, где мишка?», а затем дать вам одну из них. «Катя, дай мне зайку, мишку». Предметы, игрушки должны находиться рядом с ребёнком, чтобы он мог свободно отыскать их взглядом, доползти до них, взять. При этом соотносите слово не только с предметами, игрушками, но и с действиями, которые производит сам ребёнок или кто-то из взрослых, приучайте его правильно выполнять эти действия: встать, сесть, дать игрушку, помахать ручкой при уходе взрослого и т.д.
 
♦ Для того чтобы знать, правильно ли происходит процесс овладения речью, отмечайте в специальной тетрадке основные моменты в развитии речи ребёнка.
- Когда ребёнок начал гулить, лепетать.
- С какого возраста ребёнок начал понимать речь взрослых (на вопрос «Где мама, папа, Ляля, мишка?» отыскивает взглядом взрослого или предмет; выполняет простейшие задания: даёт игрушки, хлопает в ладоши).
- Когда ребёнок начинает произносить первые слова, и какие.
- Сколько слов (и какие) произносит ребёнок к концу первого года жизни.
- Какие звуки ребёнок произносит достаточно отчётливо, а какие – не всегда верно.
 
♦ Сядьте лицом к ребёнку. Разговаривайте с ним и слушайте звуки, которые он произносит. Повторяйте их: «о-о-о», «а-а-а», или «э-э-э». Постарайтесь, чтобы ребёнок смотрел на вас, когда вы их произносите, видел движения ваших губ. Пусть он повторяет эти звуки. Покажите ему, что вам это нравится. Можете обнять его, поговорить и посмеяться вместе с ним.
 
♦ Если малыш не произносит звуки, попытайтесь показать ему, как это делается. Пусть малыш посмотрит на вас, а вы подчеркнуто артикулируйте. Например, широко открывайте рот, когда говорите «а-а-а».
 
♦ Научите малыша делать то же самое. Положите его руки на свои губы, и пусть он поймёт, как они двигаются. Теперь положите руки малыша на его губы. Помогите ему артикулировать, когда малыш хочет произнести звуки. Теперь пусть он пробует их произносить.
 
♦ Складывайте губы и произносите нижеуказанные звуки, затем пусть ребёнок повторяет их. Откройте рот широко, будто зеваете, и скажите: «А-а-а»; растяните губы в стороны и скажите: «И-и-и»; плотно сожмите губы и скажите: «М-м-м».
 
♦ Сядьте лицом к ребёнку. Накройте голову каким-нибудь платком. Сдёрните его и улыбнитесь малышу. Постарайтесь, чтобы он сам сдёргивал платок. Укажите на ребёнка пальцем и назовите его по имени. Накройте голову ребёнка пелёнкой, произнесите вслух его имя, сдергивая пелёнку, при этом ребёнок должен смотреть на вас. Повторяйте упражнение до тех пор, пока малыш, услышав своё имя, не начнёт сам сдергивать пеленку.
 
♦ Когда ваш ребёнок трогает что-то запретное, скажите строго: «Нельзя!» В следующий раз, когда вы увидите, что ребёнок подходит к запретному объекту или пытается потрогать его, снова скажите ему: «Нельзя!» Научите малыша повторять за вами «нельзя». Отведите ребёнка от запретного объекта.
 
♦ Ваш ребёнок научился узнавать людей. Он радуется, увидев хорошо известного ему человека. Если ребёнок не узнаёт знакомого, расскажите ему, кто это такой. Попросите этого человека поиграть с ребёнком.
 
♦ Ваш ребёнок начинает произносить несколько слов. Рассказывайте ему о предметах и людях, которых он видит дома или на улице. Попросите его повторять за вами названия предметов и имена людей.
 
♦ Если у вашего ребёнка трудности с речью, пусть он щупает ваши губы, когда вы говорите. Положите его руки ему на лицо. Пусть он чувствует, как двигаются его собственные губы, когда он повторяет слова за вами.
 
♦ Положите руки ребёнка себе на горло, чтобы он чувствовал движение мускулов, когда вы говорите. Потом положите его руки на его горло, когда он говорит. Когда ребёнок произносит звуки, скажите и покажите ему, что вы довольны.
свернуть

Моторное развитие

1. Если ваш ребёнок умеет самостоятельно сидеть, давайте ему предметы, чтобы он играл с ними сидя. Положите один предмет перед ним, а другие – сбоку. Это заставит ребёнка двигаться и поворачиваться, когда он сидит.
2. Давайте такие предметы, которые могут поместиться в его руке, и такие, которые он сможет брать двумя пальцами (большим и указательным). Не давайте ему маленьких предметов, которые он мог бы проглотить.
3. Когда ребёнок научится сидеть, он может попытаться сесть из положения лёжа на животе, отталкиваясь руками от пола. Дети обычно многократно пробуют так делать, пока им не удаётся сесть без посторонней помощи. Можете помочь ребёнку, согнув ему ноги и потянув за предплечья назад.
4. Когда ребёнок лежит на спине, он может играть со своими ножками, перебирать пальчики. Если малыш не делает этого, помогите ему – вложите его ножку ему в руки. Ребёнок будет играть со своими ножками и засовывать пальцы в рот.
5. Научившись переворачиваться со спины на живот, ребёнок будет всё время делать это, потому что на животе ему удобнее двигаться. Когда ребёнок перевернётся на живот, погремите перед ним погремушкой. Дайте ему потрогать игрушку. Потом отодвиньте игрушку – пусть он достанет её.
6. После того как ребёнок научится ползать на животе, он будет пытаться ползать на четвереньках. Вы можете помочь ему в этом. Подведите свои руки под живот ребёнка и приподнимите, чтобы он встал на четвереньки. Потом помогите ему ползти, показывая игрушку. Если ребёнок не может ползти без посторонней помощи, приподнимите его и поставьте на четвереньки с помощью полотенца или широкого пояса, подведенного под его живот. Если ребёнок, встав на четвереньки, не ползет, научите его: сами переставляйте его руки и ноги.
7. Когда малыш научиться ползать без вашей помощи, дайте ему игрушку или мячик, пусть он катит или толкает этот предмет перед собой Можно поиграть с малышом, перекатывая мячик другу.
8. Если ваш малыш уже хорошо сидит и играет с предметами, он может самостоятельно есть пищу, которую легко держать в руках, например печенье. Когда же он начнет есть, то, что взять невозможно, например кашу или протёртую пищу, ему понадобится ваша помощь.
9. Можно заставить ребёнка встать, держа над ним яркую игрушку. Проделывайте это много раз. Пока малыш не научится вставать без посторонней помощи.
10. Вы можете помочь ребёнку научиться ходить. Для этого встаньте позади него и поддерживайте под мышки. Поставьте ступни ребёнка поверх своих. Идите вперёд, передвигая ноги ребёнка вместе со своими – это даст ему ощущение ходьбы.
11. Постарайтесь, чтобы малыш повторял ваши движения. Например, похлопайте в ладоши и попросите ребёнка сделать то же самое.
12. Помашите ребёнку на прощание. Попросите ребёнка помахать вам в ответ.
13. Поднимите руки вверх и попросите ребёнка сделать то же самое. Если малышу трудно, помогите ему повторить ваше движение.
14. Ваш ребёнок должен научиться понимать простые вопросы. Разговаривайте с ребёнком и указывайте на предметы, о которых вы говорите. Если малыш не понял вас, повторите свой вопрос и помогите ему ответить на него.
15. Ваш малыш должен также научиться выполнять простые указания. Играйте с ним в игры, которые помогут ему в этом. Например, научите ребёнка вставать и садиться по команде. Сядьте сами, говоря: «Сядь».
16. Вы можете давать ребёнку и другие простые указания, например: «Дай мне чашку». Если ребёнок не выполняет вашу просьбу, повторите её ещё раз. Поиграйте в игру, передавая друг другу чашку и другие предметы.
17. Поместите ребёнка на пол перед стулом или ящиком, на котором лежит игрушка. Попросите ребёнка подползти к стулу и достать игрушку. Сначала можно помещать игрушки на край стула, чтобы ребёнок мог достать их, встав на колени. После того как малыш научиться делать это. Положите игрушки на середину стула. Постарайтесь, чтобы ребёнок стоя играл с игрушками.
18. Если малыш не может встать на колени или на ноги, помогите ему. Затем поддержите малыша, чтобы он играл с игрушками стоя.
19. Малыш может делать шаги, держась за ящики, стулья, столы, стены. Возьмите ребёнка за руки, чтобы помочь ему ходить.
20. Когда малыш научиться ходить с вашей помощью, он может попробовать стоять без поддержки, а затем попытаться ходить самостоятельно.
21. Сядьте перед ребёнком, держа в руке игрушку. Позовите его. Скажите, чтобы он подошёл к вам и взял игрушку. Вместо игрушки можете дать что-нибудь вкусное. Когда ребёнок сделает несколько шагов, покажите ему, как вы довольны им. Улыбнитесь, поговорите с ним, обнимите, приласкайте его.
22. Посадите малыша на бревно или ящичек и поиграйте, воображая, будто это велосипед. Научите ребёнка подпрыгивать, как будто он едет. Покажите малышу, как бибикать, подражая сигналу машины.
свернуть

Игра - это серьёзно

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Макаренко А. С.
 
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Она способствует обогащению чувственного опыта ребёнка, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Игра способствует гармоничному развитию личности ребенка. В то же время это лёгкая и радостная для малыша деятельность, доставляющая ему удовольствие и поддерживающая его хорошее настроение.
 
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются в целях воспитания детей, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребёнка формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими людьми. В игре происходят существенные преобразования в интеллектуальной сфере, являющейся фундаментом развития личности. Игры для детей являются сложным, многофункциональным и познавательным процессом, а не просто развлечением или веселым времяпрепровождением. Благодаря играм у ребенка вырабатываются новые формы реагирования и поведения, он адаптируется к окружающему его миру, а также развивается, учится и взрослеет.
 
Ранний возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У ребенка рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра для ребенка наиболее доступный вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений.
 
Взрослому в детской игре можно и нужно:
Уделять ребёнку внимание. Родители часто надеются, что ребёнок будет играть сам и оставит папу или маму в покое. Каково же их разочарование, когда малыш полутора-двух лет проявляет интерес к игрушкам не более пяти минут. А всё дело в том, что взрослые не помогли ему расширить границы познания и не показали, как играть. Ребёнку постарше требуется ещё больше внимания, ведь черпать сюжеты для игры он будет в рамках информации, которую получает от взрослых.
 
Создать пространство для творчества.
Ребёнку важно иметь: свой закуток, в котором главный – он, а не взрослые; некоторое количество игрового материала вроде верёвочек, коробочек, камешков, конструкторов и других игрушек (главное, не переусердствовать с количеством).
 
Мягко предлагать свой вариант игры, никогда его не навязывая.
Ребёнка сначала нужно заинтересовать поиграть «по-вашему».
 
Развивать игру в полезном направлении. Если ребёнок терзает игрушечного пёсика, то не стоит говорить, что он безобразничает. Гораздо эффективнее рассказать, что это за пёсик, какой он хороший, как он кушает, гуляет и играет – игра сама собой перетечёт в иное русло.
 
Быть с ребёнком на равных.
Ведь только в игре, он может почувствовать себя таким, как взрослые.
 
Хвалить.
И делать это искренне. Дети отлично чувствуют фальшь, даже если не показывают этого. И не перехваливать, чтобы у ребёнка оставался стимул развиваться.
 
Нельзя:
Игнорировать малыша.
Он ещё не понимает, что папа или мама устали или заняты, и все негативные эмоции взрослых связывает с собой.
 
Постоянно забавлять его.
Если ребёнка не научили играть самостоятельно, то у него и не будет такой потребности, что в будущем может обернуться пассивным отношением к любой деятельности.
 
Грубо останавливать игру.
Понятно, что когда Саша бьёт Женю по голове, то речь идёт о жизненной необходимости, во всех же иных случаях взрослым лучше вмешиваться в игру только в рамках правил, установленных детьми. Если они играют в автопарк, то конфликт между водителями столкнувшихся автобусов гораздо эффективнее разрешит автодиспетчер, в роли которого выступает мама, нежели мама в роли самой себя.
 
Критиковать игру.
Ребёнку в игре хочется самоутвердиться, а от родителей ему нужно одобрение. Критика же «в лоб» разрушает не только волшебство игры, но и подрывает доверие к взрослым.
 
Навязывать игру или ту или иную роль в ней ребёнку.
У каждого ребёнка в игре есть свои потребности, и лучше принять их, чем заменять их на свои собственные.
 
Игру в детском возрасте нельзя заменить ничем другим, без нее невозможно развитие и воспитание ребёнка.
свернуть

12 способов, как успокоить ребёнка

Прежде чем рассказывать о том, как бороться с капризами и истериками, хотелось  напомнить главное: ребенок имеет право плакать, когда ему грустно, когда он устал, обижен или просто так. Эти слезы важны и нужны, поэтому в большинстве случаев стоит дать малышу поплакать.

И все-таки, иногда взрослым важно, чтобы ребенок не плакал. Хотя истерику остановить практически невозможно, можно не дать ей начаться.

Как это сделать:

1) Напомните о важном деле, для которого нужно отложить плач. («Давай ты попозже поплачешь, а то скоро солнышко сядет, и если ты будешь долго плакать, мы не успеем погулять».) Важно, что вы не отнимаете права малыша на слезы, просто просите немного подождать. И многие дети соглашаются на такую уступку.

2) Осознанный плач. Попросите ребенка плакать тихим голосом (например, чтобы папу не будить) или плакать низким голосом (чтобы у мамы голова не заболела). Если он послушается, настоящего плача уже не получится. Скорее это будут вокальные упражнения, которые быстро прекратятся.

3) Пропущенный каприз. Незамеченное, неподпитанное чужим вниманием плохое настроение может и само собой пройти. Но помните, что легко ошибиться и проявить равнодушие там, где необходима забота и участие. Помогите ребенку «перепрыгнуть» через каприз. Например, малыш протестует против одевания, а вы его спросите: «А как ты думаешь, появились уже листочки на нашей березке? Пойдем, посмотрим»

4) Попробуйте поторопить ребенка задорным «быстро-быстро», чтобы он не успел придумать возражение. Хотя это работает только с малышами. Дети постарше успеют сообразить, что к чему.

5) 3аговорки. Работает в основном с малышами, но зато независимо от состояния ребенка. Требует большой энергии. Суть метода — говорить, говорить, говорить. И тогда собравшийся заплакать кроха прислушается и забудет о плаче, а болтающий ногами и нежелающий одеваться карапуз замрет на несколько секунд. Ну и кашей так можно накормить, да и вообще добиться нужного пассивного (не требующего от ребенка собственных действий) поведения. Вот только долго такую разговорную нагрузку выдержать практически невозможно (а ведь желательно не чепуху молоть, а сообщать что-то умное, полезное, развивающее).

6) Успокаивание капризного ребенка можно перевести в щекотание или что-то смешное. Не подходит при начавшейся истерике.

7) Попробуйте отвлечь малыша. Про «Смотри, птичка полетела» знают все мамы и, особенно, бабушки. Можно еще по-другому: «Ой, что это у тебя, ресничка на глазу, подожди, сейчас вытащу, а то она мешает плакать».

8) Повзрослевшего и поумневшего ребенка можно отвлекать не мифической пролетевшей птичкой, а вполне материальным сюрпризом. Так, плачущему, находящемуся на грани истерики ребенку скажите: «А кто там на кухне шебуршит, мне кажется это мышка или ежик, пойду посмотрю...» Важно прийти на кухню первой и оставить на столе картонную мышку или пробкового ежика.

9) Иногда достаточно озвучить ребенку, что он чувствует, чтобы повод для плача исчез. Например, скажите: «Ты расстроился из-за того, что мы не смогли пойти гулять», и малыш поймет, что вы неравнодушны к его несчастью.

10) Предложите ребенку объект для выброса эмоций. Это может быть диванная подушка, молоток и дощечка или мячик, которые помогут найти выход негативной энергии.

11) Придумайте смешной ритуал. Например, как только малыш соберется заплакать — включайте фен, чтобы сушить его слезы. Или пылесос, чтобы почистить ребенка от капризов. Не используйте предложенные решения, если ребенок боится звуков бытовых приборов.

12) Можно вот так реагировать на капризную и недовольную рожицу: «Ой, какой-то монстр пришел страшный. Монстр, уходи! Где мой славный малыш, когда же он вернется?» Но стоит помнить, что всегда, когда вы рассчитываете на чувство юмора, нужно быть очень чутким к состоянию и настроению ребенка.

И помните — когда-нибудь и вам случится плакать. И оттого, как вы поступаете сегодня, зависит, отмахнется, пройдет мимо ваш подросший ребенок или проявит участие, поможет, пожалеет.

Педагог-психолог

О.В. Позняк

свернуть

Математические представления детей 2- 3 лет

Дети раннего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Именно возраст 2-3 лет является наиболее благоприятным для сенсорного-математического воспитания. Необходимо знакомить ребёнка с цветами предметов, с формами, а в первую очередь, поощрять его активную реакцию на окружающий мир. Абсолютное большинство детей проявляют интерес ко всей новой информации. Поэтому важно постоянно подпитывать этот интерес, но ни в коем случае не отпугнуть малыша, перегрузив его излишними знаниями.

Многие родители задумываются о том, с какого возраста стоит увлекать ребёнка точными науками. Современная школьная программа предполагает, что ребёнок, поступивший в первый класс, уже обладает определённым объёмом знаний. Наиболее благополучным для начального математического развития является ранний дошкольный возраст.

В 2-3 года ребёнок способен сформировать представления о пространстве, величинах, геометрических фигурах и их свойствах, о количестве предметов. Дети, которые обладают данными сенсорно-математическими представлениями, более успешно адаптированы к социуму: они способны самостоятельно решать первые задачи, которые будут поставлены перед ними в условиях детского сада, секций раннего развития или даже на детской площадке.

Необходимость сенсорно-математического воспитания безусловна, важно то, каким образом будут прививаться знания. Чтобы разобраться в этом вопросе, обратимся к детской психологии. В возрасте 2-3 лет ребёнок приобретает наглядно-действенный тип мышления. Следовательно, чтобы найти решение предложенной ему задачи, малыш должен совершить ряд  физических действий. Такие образовательные методы как лекция или беседа совершенно не подходят для представленной возрастной категории, поскольку не предполагают получение знаний наглядно-действенным способом. Идеальным же решением для работы с младшими дошкольниками является использование дидактических игр.

Ребенок 2-3 лет познает окружающую действительность через игру: с ее помощью он изучает  новые  предметы, благодаря ей обретает и новые знания. Игровой подход позволяет нам решить ключевую задачу, а именно, не просто научить, но заинтересовать ребенка наукой. Так же в процессе игры активно тренируется детское внимание, развивается логическое мышление.

Начиная знакомство с математикой, необходимо позволить ребенку, в буквальном смысле, прикоснуться к новым знанием. К примеру, чтобы понять, чем отличается круг от треугольника, ребенок должен не  только увидеть, но потрогать эти фигуры.  Только в том случае, его память зафиксирует отличия геометрических  форм достаточно быстро. Занимаясь ранним развитием ребенка, следуем подходить ко всему с большой  осторожностью. Важно помнить, что основной целью сенсерно – математического воспитания в раннем возрасте является  заинтересовать, но не перегрузить знаниями. Использование дидактических игр сделает знакомство ребенка с математикой легкой и увлекательной.

свернуть

Что делать, если ребенок не хочет убирать за собой игрушки?

Когда в доме появляется ребенок, то рано или поздно мама с папой начинают хвататься за голову "кругом игрушки". Убирать самим - не вариант, если Вы не собираетесь делать это всю жизнь. Кроме того  человеку в  жизни  необходим навык аккуратного обращения с вещами и организации пространства и рабочего места, а мама с папой уже не смогут быть всегда рядом.

Сталкиваясь с тем, что ребенок не хочет убирать игрушки, родители понимают, что время было упущено. Но можно исправить ситуацию и найти способ, как научить ребенка убирать игрушки.

Рано или поздно каждого родителя начинают раздражать разбросанные по дому игрушки, ведь их сбор начинается лишь после того, как чадо уже уснуло. Но все хотят вырастить ответственного человека, приспособленного к жизни в обществе. Не стоит думать, что элементарный навык по сбору игрушек никак не пригодится в будущем. Если после двухлетки родители безропотно еще убирают устроенным им в течение дня разгром в квартире, то на пятилетнего ребенка уже начинают просто кричать. Но глупо требовать даже от пятилетки, чтобы он взял и собрал свои игрушки, если родители не начали его учить этому, как только он стал понимать речь и мог выполнять малейшие просьбы.

Ограждая ребенка от элементарной работы по дому и выполнения простейших обязанностей, взрослые оказывают ему «медвежью услугу». Ведь уже даже в детском саду этот навык будет необходим.

Что же делать, если ребенок не хочет убирать игрушки? Сразу стоит заметить, что учить ребенка убирать игрушки надо уже тогда, когда он начинает их активно разбрасывать самостоятельно. То есть детей в возрасте 1-1,5 года не стоит считать слишком маленькими для этого, ведь закрепить этот полезный навык можно где-то до 3 лет.

С учетом того, что дети любят все повторять за взрослыми, в первую очередь необходимо следить, чтобы в доме был порядок. Трудно привить любовь к чистоте, если ее нет. Родителям стоит начать с себя: не разбрасывать вещи, не оставлять чашки по всей квартире. Уборку игрушек лучше начинать тогда, когда ребенок уже наигрался, но еще не устал.

Годовалых малышей можно попросить поставить 1-2 игрушки на место, обязательно напомнив, где именно оно находится. Обычно детки воспринимают это как продолжение игры и с удовольствием выполняют такую просьбу. Со временем объем убираемых игрушек малышом увеличится, и мама обязательно дождется того дня, когда он сам их все уберет.

Методы воздействия, связанные с ограничением, запугиванием, указанием не целесообразны, так как рано или поздно они потеряют силу. А в некоторых ситуациях могут нанести вред психическому здоровью ребенка и помочь выработке комплексов и страхов.

Выделяется несколько принципов, которые наиболее важны в процессе приучения ребенка к уборке игрушек.

-Во-первых, пример. Навряд ли Вы сможете объяснить малышу, что содержать свои вещи в порядке удобно и нужно, если Ваши вещи разбросаны по всему дому.

-Во-вторых, игра. Да-да, любой даже самый упрямый малыш не останется равнодушен к искреннему желанию взрослого поиграть или посоревноваться. Дети с удовольствием сортируют предметы по цветам и назначению, ищут дом потерявшегося зайчика или едут на машине  в гараж.  

-В-третьих, понимание. Ребенок обязательно должен понять "для чего это нужно". Когда дети понимают смысл наших требований, понимают для чего им нужно выполнить данное действие, они делают правильные выводы и в будущем принимают это как нужный естественный процесс. Для чего это нужно? Попробуйте объяснить это сначала себе, а потом уже ребенку.

Если игрушки мешают Вам, но находятся в игровой зоне, это ещё не повод их убирать. А вот если у Вас на столе, то это все равно, что Вы заняли бы его место для игр своими вещами - объясните ему  это.

Разбросанные игрушки   должны мешать ребенку, чтобы он это осознал. Не убирайте их раньше этого момента.

Не ищите за него потерянные вещи, объясните, что если класть их на место такого происходить не будет.

Если он наступил и сломал игрушку, объясните, почему это произошло, но не спешите покупать новую или чинить, так он может не успеть испытать чувство сожаления и осознать ситуацию. Вместо этого он может подумать, что таким способом удобно добиваться покупки новой игрушки.

-В-четвертых, введите правила. Ограничьте место беспорядка, например, доставать игрушек не более, чем поместится на каком то  определенном пространстве. Или доставать только по 1 коробке, убрал коробку достал следующую. Распределить игрушки по коробкам, так чтобы они представляли собой полноценные наборы для игры лучше вместе с ребенком, а так же подобрать картинки к коробкам, для создания условия развития самостоятельности ( он сам будет выбирать какую коробку взять ,потому что знает что внутри).

-И в-пятых, поощрение. Не забывайте хвалить ребенка, даже если он убрал всего одну вещь. Он такой помощник. Помогайте ему, возможно так ему будет легче и веселее, в этом нет ничего плохого. Это не Ваша слабость, это естественное желание помогать близкому, а он потом пусть поможет Вам убрать свои вещи и вы вместе отправитесь, например, пить чай.

Главное в обучении – системность: убирать игрушки надо каждый день, а не в зависимости от настроения родителя или ребенка, исключение составляют лишь дни болезни.

Одним из вариантов является наличие стимула: можно пообещать малышу почитать сказку или разрешить посмотреть мультик лишь после того, как он уберет все игрушки. Если уборка происходит вечером, перед сном, то игрушки тоже можно уложить отдыхать.

Для детей, которые категорически отказываются собирать игрушки, можно завести специальную коробку, в которую отправятся все разбросанные вещи. Мама их собирает сама, но игрушки из этой коробки не отдаются ребенку на протяжении нескольких дней.

Я надеюсь, что эти несложные пять принципов помогут вам воспитать в ребенке естественное желание  соблюдать порядок и прибираться после игры.

свернуть
поделиться в: