В ЦКРОиР осуществляется оказание ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет.
Ранняя комплексная помощь включает выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье или ЦКРОиР. Ранняя комплексная помощь проводится при тесном взаимодействии с организациями здравоохранения. Комплексность помощи обеспечивается организацией педагогической, медицинской, социальной, психологической и иных видов помощи. Для оказания ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет в ЦКРОиР созданы три кабинета ранней комплексной помощи, в которых создана адаптивная образовательная среда в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами применительно к детям в возрасте до трех лет, которая обеспечивает им разнообразный сенсорный опыт, активность в движении, игре, предметно-практической деятельности. В соответствии с пунктом 15 статьи 279 Кодекса Республики Беларусь об образовании содержание работы по оказанию ранней комплексной помощи определяется программой ранней комплексной помощи, которая является основанием для разработки ЦКРОиР индивидуальных программ ранней комплексной помощи.
Реализацию программы ранней комплексной помощи осуществляют педагогические, медицинские и иные работники ЦКРОиР при ведущей роли учителя-дефектолога по плану, в котором отражается перечень мероприятий, их цель, срок реализации, расписание занятий, ответственный исполнитель, планируемый результат. План работы составляется на основе индивидуальной программы ранней комплексной помощи и утверждается руководителем ЦКРОиР.
Форма учета проведенных занятий и мероприятий, критерии оценки достижения поставленных целей и эффективности реализации индивидуальной программы ранней комплексной помощи утверждаются руководителем ЦКРОиР.
Индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет с психолого-педагогическим сопровождением в семье проводится с периодичностью 2–3 раза в месяц и включает:
- занятие непосредственно с ребенком;
- консультирование законных представителей об индивидуальных особенностях ребенка и тех условиях, которые необходимы для его оптимального развития по мере взросления ребенка;
- обучение законных представителей эффективным и доступным приемам взаимодействия с ребенком и способам ухода за ним;
- оказание социально-педагогической поддержки и психологической помощи семье.
Общая продолжительность занятия составляет 1 час.
В ЦКРОиР проводятся индивидуальные занятия с детьми с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет при обязательном присутствии законных представителей с периодичностью 2–3 раза в неделю.
В ЦКРОиР могут открываться группы для детей с особенностями психофизического развития старше двух лет по возможности со сходными нарушениями. В группе устанавливается гибкий режим функционирования 2–5 раз в неделю с временем пребывания детей до 4 часов в день. Наполняемость группы составляет 2–4 человека.
Режим функционирования группы определяется Учредителем ЦКРОиР в соответствии с запросами законных представителей, воспитывающих детей с особенностями психофизического развития в возрасте до трех лет.
ТРЕБОВАНИЯ К РОДИТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ
-
Общим требованием к организации ранней комплексной помощи является обязательное присутствие Вас, родителей, на занятиях. Включение в коррекционно-образовательный процесс позволят Вам овладеть специальными коррекционными и методическими приемами, необходимыми для обеспечения системной работы с ребенком, как в условиях учреждения образования, так и дома. Занятие невозможно проводить без вашего активного участия, т.к. именно близкие являются эталоном поведения, примером для подражания и создают чувство защищённости у ребёнка.
-
Помните!Если Вы хотите видеть динамику в развитии Вашего ребенка, то посещать занятия нужно систематически и регулярно, выполнять советы и рекомендации специалистов.
-
Просьба:заходите на занятие к специалисту согласно расписанию или по приглашению (перерывы необходимы для подготовки к следующему занятию, а также для проветривания помещения).
-
Нe опаздывайте - упущенное время крадет у Вашего ребёнка частичку знаний.
-
Предупреждайте своего учителя-дефектолога об отсутствии или (после перерыва в занятиях о Вашей явке) на занятия, чтобы педагог смог подготовится к встрече с Вами.
-
При посещении нашего учреждения ребенок должен быть накормлен не позже чем за 30 минут до начала занятия. С собой имейте питье. Необходимы бумажные и влажные салфетки, подгузник или сменная одежда во избежание неприятных ситуаций.
Для деток, которые ещё не ходят, на занятие возьмите пелёнку.
-
Не приводите на занятие ребенка при наличии у него явных признаков заболевания (насморк, кашель, температура) или в тех случаях, когда малыш находится на карантине или домашнем режиме. Проявляйте уважение к педагогам и другим детям, которые находятся в учреждении.
-
Соблюдайте чистоту и порядок помещения ЦКРОиР. Переодевайтесь и переобувайтесь на вахте. Помимо этого, просим аккуратно относиться к мебели и оборудованию. В игровой следите за сохранностью игровых модулей, разувайте малыша при посещении сухого бассейна. На собственном примере приучайте ребенка убирать разбросанные игрушки, аккуратно пользоваться умывальником и туалетом.
-
По всем волнующим Вас вопросам обращайтесь непосредственно к своему учителю-дефектологу, который является координатором службы ранней комплексной помощи.
Консультации для родителей
Мама-терапия
Метод мама-терапии настолько же прост, насколько и гениален. Он помогает достичь значительного улучшения в лечении многих заболеваний и нарушений поведения у ребёнка. Как? Просто за счёт укрепления связи мамы и малыша и огромного потенциала, который несет в себе материнская любовь. А придумал лечить детишек материнской любовью доктор Борис Драпкин, один из самых известных в мире российских детских психиатров и психотерапевтов.
С чего начинается материнская любовь? С того момента, как женщина увидит первую улыбку ребёнка? Или когда она узнаёт, что беременна? Нет, гораздо раньше! Самый благоприятный фон для развития малыша создаётся, когда мама начинает его любить ещё до зачатия. В этом случае наступление беременности воспринимается как большая радость и счастье. Следующий важный этап - протекание беременности. На этом этапе важно, чтобы маму и малыша сопровождали положительные эмоции. В первый год жизни малыша закладывается его базовое доверие к миру. Если мама кормит грудью, находится рядом с ребёнком, не оставляет его надолго с другими людьми, часто берёт на руки, ласково разговаривает, кроха понимает: мир доброжелателен к нему, а мама любит.
Как же передать крохе свою любовь? Прежде всего, взглядом и прикосновениями. Как можно чаще смотрите любимому чаду в глаза, с нежностью и любовью. Старайтесь чаще гладить, обнимать маленького, шутливо возитесь с ним. К этим двум способам добавляется третий - мамин голос. Ребенок начинает его слышать с пятого месяца внутриутробной жизни, а появившись на свет, узнаёт, эмоционально реагирует, чутко различая интонации. Если мать постоянно сердится на ребёнка, не принимая его таким, какой он есть, малыш получает от неё «программу» неудач и болезней, которые могут повлиять на всю его жизнь. И, напротив, если материнский голос звучит с любовью, если в нём постоянно слышится поддержка и одобрение, крохе даётся установка на здоровье и счастье, которое закрепляется на сознательном уровне, и благотворно влияет на весь организм.
Психотерапевтический метод Бориса Драпкина основан на внушающем воздействии материнского голоса, на глубинной психоэмоциональной общности мамы и малыша, использование ресурсов материнской любви. Этот метод запатентован и признан авторитетным сообществом врачей. Он может применяться для детей, страдающих неврозами, вегетососудистыми дистониями, заиканием, энурезом, психосоматическими расстройствами. Позитивный психологический настрой ребёнка запускает механизм выздоровления, а лекарства способны поддержать этот процесс. Метод пригодится и родителям, которые не могут уделять своему ребёнку достаточно времени. Даже здоровые детки страдают от недостатка родительской любви и ласки. Особенно эффективен для детей от шести месяцев до двенадцати лет, когда общность матери и ребёнка наиболее сильна.
Базовая программа мама-терапии по методу Бориса Драпкина
Она полезна любому, в том числе и здоровому ребёнку, и состоит из четырёх основных блоков, тщательно подобранных фраз и выражений. Вы должны выучить эти фразы, и каждый вечер говорить своему крохе, дождавшись, пока он заснёт.
- подойдите к кроватке малыша через 20-30 минут после того, как малыш заснул, сядьте рядом, слегка притроньтесь к его ручке или головке и произносите фразу за фразой.
Старайтесь делать это медленно, со всей силой своего материнского убеждения, как бы посылая малышу «волны любви».
- повторять процедуру надо каждый день. Программа рассчитана на два месяца, но улучшения в состоянии ребёнка начнутся намного раньше. Изменять формулировки и переставлять фразы местами не стоит, так как именно эта последовательность доказала свою эффективность при оказании помощи многим тысячам детей.
Вся программа абсолютно позитивна, здесь нет никаких «не». Вы просто пробуждаете в своём малыше желание быть хорошим, счастливым, здоровым и закрепляете уверенность, что это возможно. Самое главное - заканчивать нужно всегда заверениями в безграничной материнской любви.
- Я тебя очень сильно люблю
- Ты - самое дорогое и родное, что у меня есть.
- Ты - моя родная частичка, родная кровинушка.
- Я и папа очень сильно тебя любим
(говоря, представляйте своего ребёнка здоровым и крепким)
- Ты сильный, здоровый, красивый мальчик (девочка)
- Ты хорошо кушаешь, и поэтому быстро растёшь и развиваешься
- У тебя крепкие сердечко, животик, грудка
- У тебя нежная гладкая кожа
- Ты легко и красиво двигаешься
- Ты закалённый и редко болеешь
3. Установка на нервно-психическое здоровье.
- Ты спокойный мальчик (девочка)
- У тебя хорошие крепкие нервы
- Ты терпеливый, добрый, общительный
- Ты умный мальчик (девочка)
- У тебя хорошо развивается головка и ум
- У тебя всегда хорошее настроение, ты любишь улыбаться
- Ты хорошо спишь
- Ты легко и быстро засыпаешь
- Ты видишь только хорошие, добрые сны
- У тебя быстро и правильно развивается речь и мышление
4. Эмоциональный эффект, очищение от болезней и проблем.
(если ребёнок здоров, слово «болезни» пропускается)
- Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности
- Я забираю и выбрасываю твой плохой сон
- Я забираю и выбрасываю твои страшные сны
- Я забираю и выбрасываю твою плаксивость
- Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде
- Я забираю и выбрасываю твою тревожность (вспыльчивость, драчливость, страхи...)
- Ты здоровый ребёнок
- Ты счастливый мальчик (девочка)
- Ты всё успеваешь, прекрасно учишься в школе
- У тебя великолепные успехи в ...
- Ты талантливый, успешный, уверенный в себе
- Я и папа гордимся тобой
- Я тебя очень-очень сильно люблю
Эти четыре блока фраз мамы могут внушать свои детям, не боясь навредить, потому что здесь только позитивная установка на нормальное развитие и хорошее самочувствие. Говорите эти слова с искренностью и внутренней сосредоточенностью, обращёнными к ребёнку, и он обязательно вырастет здоровым, умным и счастливым.
Мамина ласка поможет!
Базовая программа мама - терапии по методу Бориса Драпкина.
Метод мама - терапии настолько же прост, насколько и гениален. Он помогает достичь значительного улучшения в лечении многих заболеваний и нарушений поведения у ребенка. Как? Просто за счет укрепления связи мамы и малыша! А придумал лечить детишек материнской любовью российский доктор Борис Зиновьевич Драпкин.
Она полезна любому, в том числе и здоровому ребенку, и состоит из 4 основных блоков, тщательно подобранных фраз и выражений. Вы должны выучить эти фразу и каждый вечер говорить своему крохе, дождавшись, пока он заснет.
Подойдите к кроватке малыша через 20-30 минут, убедитесь, что он спит, слегка притроньтесь к его ручке или головке и произносите (сначала мысленно, а затем вслух) фразу за фразой. Старайтесь делать это медленно, со всей силой своего материнского убеждения, как бы посылая малышу «волны любви».
Повторять процедуру надо каждый день. Программа рассчитана в среднем на два месяца, но улучшения в состоянии ребенка начнутся раньше. Изменять формулировки и переставлять фразы местами не стоит, так как именно эта последовательность доказала свою эффективность при оказании помощи многим тысячам детей. Это общая программа, которую можно применять в ряде несложных случаев самостоятельно. Индивидуальная программа создается и корректируется в процессе лечения специалистом. Самое главное - заканчивать нужно всегда заверениями в безграничной материнской любви. Вся программа абсолютно позитивная, здесь нет никаких «не». Вы просто пробуждаете в своем малыше желание быть хорошим, счастливым, здоровым и закрепляете уверенность, что это возможно.