Педагогическая характеристика на школьника |
Задача данной карты-схемы — помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика. Карта-схема включает четыре раздела: I. Общие сведения о ребенке (анкетные данные, сведения о состоянии здоровья, успеваемости, внешкольных занятиях). Прописывает учитель класса. II. Проявления личностных качеств в поведении ребенка (направленность интересов, отношение к делу, к другим людям, отношение окружающих). Прописывает учитель класса. III. Особенности психических процессов и эмоций. Прописывает учитель-дефектолог.
lV.Учебные навыки (математика – прописывает учитель класса, чтение, письмо учитель-дефектолог).
Раздел I. Общие сведения о ребенке
1. Анкетные данные
1. Фамилия, имя, отчество. 2. Дата рождения, 3. Школа, класс, 4. Программа обучения ,
5. Сведенье о родителях: имя, фамилия, отчество; место работы; кем работают; контактные телефоны.
6. Сведенье о семье: полная – неполная, благополучная – неблагополучная, сколько детей; в каких условиях проживают.
2. Сведения о состоянии здоровья 1. Часто ли болеет (часто, средне, редко) 2. Хронические заболевания (какие) 3. Особенности функционирования нервной системы: — быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, неутомим; — быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения; — преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; пробладает торможение. 3. Успеваемость (отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) .
Раздел II. Проявление личностных качеств в поведении ребенка
Направленность интересов
1. Общественная активность: 1. Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем. 2. Принимает активное участие в общественных целях, но старается не тратить на это своего свободного времени. 3. Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет. 4. Редко принимает участие в общественных делах. 5. Отказывается участвовать в общественных делах. 2. Трудолюбие: 1) Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо. 2) Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки. 3) Редко охотно берется за работу. 4) Чаще всего старается уклониться от любой работы. 5. Всегда уклоняется от выполнения любого дела. 3. Ответственность: 1. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело. 2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. 3. Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело. 4. Очень редко выполняет порученное ему дело. 5. Никогда не выполняет до конца порученное ему дело.
4. Инициативность: 1. Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания. 2. Довольно часто выступает зачинателем нового дела. 3. Редко сам начинает новое дело. 4. Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.
5. Любознательность: 1. Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры. 2. В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры. 3. Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний. 4. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний. 5. Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.
6. Аккуратность: 1. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут — и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. 2. Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т. п.) скорее по обязанности. 3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество. 4. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его. 5. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае не задумываясь портит общественное имущество.
Отношение к людям
7. Коллективизм: 1. Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку. 2. Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам. 3. Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично. 4. Как правило, равнодушен к заботам других, по своей у инициативе им не помогает. 5. Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».
8. Честность, правдивость: 1. Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно. 2. Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. 3. Часто говорит неправду ради собственной выгоды. 4. Почти всегда говорит неправду. 5. Склонен всегда говорить неправду. 9. Общительность: 1. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими. 2. Как правило, с удовольствием общается с другими людьми. 3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей. 4. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха. 5. Замкнут, необщителен. 10. Чувство товарищества: 1. Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни. 2. Как правило, помогает товарищам. 3. Помогает товарищам, когда его просят. 4. Очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи. 5. Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни. 11. Вежливость, тактичность: 1. Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям. 2. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям. 3. Часто бывает невежлив и нетактичен. 4. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры. 5. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.
Отношение к себе 12. Уверенность в себе: 1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать. 2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости. 3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам. 4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться. 5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других. 12. Самокритичность: 1. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении своих недостатков. 2. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам. 3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать. 4. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, но старается исправлять недостатки. 5. Отвергает любую критику. Отказывается признать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления. 13. Умение рассчитывать свои силы: 1. Всегда трезво оценивает свои собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу», — не слишком легкие и не слишком трудные. 2. Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания. 3. Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соразмеряет свои силы и трудности порученного дела. 4. В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела. 5. Почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности задания, дела. 14. Самоконтроль: 1. Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки. 2. Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки. 3. Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение». 4. Почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя. 5. Постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение». Волевые качества личности 15. Смелость: 1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. 2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого. 3. Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого. 4. В большинстве случаев отступает перед силой. 5. Всегда отступает перед силой, трусит. 16. Решительность: 1. Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение. 2. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение. 3. Иногда колеблется перед ответственным решением. 4. Редко принимает какое-либо ответственное решение. 5. Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение. 17. Настойчивость: 1. Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями. 2. Как правило, стремится выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки. 3. Доводит до конца задуманное лишь в том случае, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий. 4. Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями. 5. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное. 18. Самообладание: 1. Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления. 2. Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны. 3. Порой не умеет справиться со своими эмоциями. 4. Часто не может подавить нежелательные эмоции. 5. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и пр.
Положение ребенка в детском коллективе
19. Авторитет в классе: 1. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела. 2. Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников. 3. Пользуется авторитетом только среди одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек). 4. Пользуется авторитетом у отдельных учащихся. 5. В классе авторитетом не пользуется. 20. Симпатии: 1. Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки. 2. В классе ребята относятся к нему с симпатией. 3. Пользуется симпатией только у части одноклассников. 4. Пользуется симпатией у отдельных ребят. 5. В классе его не любят.
Раздел III. Особенности психических процессов и эмоций
1. Внимание: 1. Всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работах не делает. 2. Достаточно внимательно слушает объяснения учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности. 3. Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке. 4. Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их. 5. Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечении. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке. 2. Память: 1. При заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминает легко. 2. При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался. Материал, требующий механического запоминания, дается с трудом. 3. Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1—2 раза просмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала. 4. При изучении долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагается точно. 5. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки. 3. Мышление: 1. Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения. 2. Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения. 3. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает. 4. В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач. 5. Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны». 4. Эмоциональная реактивность: 1. Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм. 2. Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко. 3. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события. 4. Живая эмоциональная реакция практически отсутствует. 5. Общий эмоциональный тонус: 1. Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела. 2. Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни. 3. Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни. 4. В сравнении с товарищами менее активен и оживлен. 5. Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров. 6. Эмоциональная уравновешенность: 1. Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек. 2. Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки. 3. Эмоционально уравновешен. 4. Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям. 5. Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному пово
|
Раздел lV. Учебные навыки
(математика – прописывает учитель класса, чтение, письмо )
Математика может прописываться по таким параметрам.
1. Затруднение в счете, отсутствие устойчивых навыков счета.
2. Трудности при выполнении счетных операций с переходом через десяток.
3. Ошибки при решении арифметических примеров.
4. Трудности в названии компонентов при выполнении арифметических действий.
5. Затруднение при переводе из словесной формы в цифровую и наоборот.
6.Смешивание действий сложение и вычитание, умножение и деление.
7.Затруднение при счете в обратном порядке.
8. Затруднение при определении места числа а натуральном ряду.
9. Ошибки при записи состава чисел (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы - справа).
10. Трудности при осуществлении сравнения.
11. Тугодумность, замедленный темп умственной деятельности.
12.Неумение решать задачи.
13. Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспоизведению ранее усвоенных способов выполнение заданий.
14. Неспособность усвоить схемы рассуждений при решении типовых задач.
Учитель-дефектолог подробно прописывает трудности при обучении по языкам и чтению, если ребенок посещает ПКПП или логопедическую группу и пишет предположительный диагноз.
В помощь учителю-дефектологу. Информация по подробному обследованию детей с ОПФР, написанию характеристики.
Раздел «Понимание речи»
Восприятие речи в широком плане: понимание сказок, рассказов ( фактология и скрытый смысл)
Восприятие речи в ситуативном плане (беседа о семье, школе, игрушках)
Понимание распространённых предложений.
Восприятие предложных отношений.
Понимание сравнительных, атрибутивных конструкций.
Понимание грамматических форм.
Понимание инструкций: словесных, письменных; простых, сложных.
Раздел «Общее звучание речи».
Степень разборчивости речи: невнятная, разборчивость несколько снижена, смазанная.
Темп, ритм речи: запинки, заикание, растянутый, ускоренный.
Тембр, сила голоса: гнусавость, сиплость, степень выраженности назализации; слабый, громкий голос.
Раздел «Артикуляционный аппарат»
Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Отметить наличие и характер аномалий в строении: губы (толстые, тонкие; расщелина, шрамы, рубцы); зубы ( нормальные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие верхних или нижних резцов); прикус (открытый боковой, открытый передний: двусторонний, односторонний, глубокий, мелкий; нормальный); твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель); мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное); язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Состояние артикуляционной моторики: нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Отмечается: наличие или отсутствие движения, объём движений, точность, мышечный тонус, темп выполнения; тремор кончика языка при движениях и удержании позы; слюнотечение; наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.
Раздел « Звукопроизношение»
Определяется характер нарушения произношения гласных, согласных звуков: свистящих, шипящих, соноров, губно-губных, губно-зубных, средненёбных, заднеязычных, твёрдых согласных, звонких согласных ( отсутствие, замена на другие; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и назализованность носовых звуков) в различных условиях произношения ( изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).
Раздел «Фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза»
Отмечается:
Способность к фонематическому анализу и синтезу;
- выделение ударного в начале слова, выделение звука из слова, определение первого, последнего звука в слове;
- количественный, позиционный анализ;
- фонематические представления;
Слухо – произносительная дифференциация звуков;
- не смешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении, при повторении серии слогов
Отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.
Языковой анализ и синтез предполагает:
анализ предложений на слова и синтез слов в предложении (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении); слоговой анализ и синтез (осознание принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов).
Раздел «Активный словарь»
Словарный запас. Соотношение активного и пассивного словаря. Номинативный, предикативный, атрибутивный словари, наречия. Называние обобщённых слов по группе однородных предметов и понятий, подбор синонимов – антонимов, эпитетов, подбор родственных слов, употребление фразеологических оборотов.
Количественная характеристика: общий запас словаря (в пределах обихода, шире, беден,крайне ограничен).
Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?
Раздел «Звуко – слоговая структура слова»
Отмечается:
- правильное воспроизведение структуры слова;
- замедленное, послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;
- изменение структуры слогов внутри слова (пропуск согласного при стечении, замена закрытого слога открытым и наоборот);
- нарушение звуко – слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки звуков, слогов, уподобление слогов);
- повторение предложений, включающих многосложные слова.
Раздел «Грамматический строй»
Словообразование.
Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных;
Образование прилагательных от существительных;
Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей;
Образование существительных, обозначающих названия животных и их детёнышей;
Образование притяжательных существительных;
Образование приставочных глаголов.
Словоизменение.
Образование множественного числа существительных;
Образование форм родительного падежа множественного числа существительных;
Изменение формы существительных в сочетании с существительными;
Существительные единственного и множественного числа в различных падежах;
Изменение глаголов в словосочетаниях с существительными мужского и женского родов.
Употребление предложно - падежных конструкций.
Раздел «Связная речь»
Предлагается рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказ, составление рассказа – описания.
При анализе результатов обследования рассказа отмечается:
- понимание содержания увиденного
- самостоятельность составления рассказа
- точность, полнота изложения
- последовательность рассказа
-лексико – грамматическое оформление высказывания
Характер ошибок:
- отсутствие у детей самостоятельности в воспроизведении и составлении рассказов;
- нарушение логической последовательности изложения;
- смысловые пропуски;
- незавершённость фрагментов – микротем;
- длительные паузы на границах фраз или их частей.
Раздел «Письмо»
Анализируются письменные работы учащихся, определяется характер ошибок.
- отражение на письме неправильного произношения, несформированность фонематических представлений, кинестетических образов звуков (смешения, пропуски, замены букв);
- искажение звуко-буквенной структуры слова (пропуски согласных при стечении, гласных, перестановки, добавления букв, слогов);
-искажение структуры предложения;
- нарушения предложных конструкций;
- пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении;
- искажения букв на письме;
- замены графически сходных букв на письме.
Раздел «Чтение»
Определяется характер чтения: слогов, слов (односложных, многосложных), предложений , текста.
- Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.
- Указать способ чтения ( побуквенное, послоговое, словесно – фразовое).
- Определить скорость чтения.
Характер ошибок:
- трудности усвоения букв (замены звуков, сходных акустически и артикуляционно, недифференцированные замены букв); побуквенное чтение;
- искажение звуко – слоговой структуры (пропуски и перестановки звуков, слогов, вставки);
- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительных и прилагательных, неправильное употребление родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов, изменение падежных окончаний и числа существительных.
Классный руководитель И.О.Фамилия
Директор И.О.Фамилия
Дата, печать/
Перечень особенностей личности:
- тревожность
- незащищенность
- неуверенность
- склонность к депрессии
- раздражительность
- агрессивность
- конфликтность
- коммуникативные трудности
- доброжелательность
- замкнутость
- дружелюбие
- внимательность
- паясничание
- демонстративность
- подражательность
- скрытность
- открытость
- навязчивость
- справедливость
- лживость
- застенчивость
- искренность
- подозрительность
- впечатлительность
- старательность
- тактичность
- эмоциональная сдержанность
- нерешительность
- безапеляционность
- эмоциональная холодность
- исполнительность
- словоохотливость
- артистичность
|
- аккуратность
- бережливость
- инициативность
- импульсивность
- медлительность
- добросовестность
- честность
- склонность к уединению
- упрямство
- негативизм
- игнорирование
- наличие страхов
- уход в себя
- нетерпимость
- мечтательность
- отстраненность
- враждебность
- апатичность
- безразличие
- подчиняемость
- плаксивость
- леность
- неуверенность
- оптимистичность
- контактность
- коммуникабельность
- легкомыслие
- необязательность
- пессиместичность
- отзывчивость
- жестокость
- безинициативность
|