ПМПК

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Психолого-медико-педагогическая комиссия осуществляет обследование детей с целью своевременного выявление их индивидуальных потребностей в получении коррекционно-педагогической помощи (трудности интеллектуального развития, речи, нарушения поведения, заикание);

Психолого-медико-педагогического обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей ребёнка;

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

выписка из медицинских документов (анамнез развития);

медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);

педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок.

В ходе психолого-медико-педагогического обследования устанавливаются структура и степень нарушений у ребенка путем:

изучения характера протекания психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, речь) и сущности индивидуально-психологических особенностей ребенка (характерологические особенности, мотивация, темп деятельности, работоспособность);

выявления вторичных по своей природе нарушений, которые могут быть причиной трудностей в обучении (например, задержка интеллектуального развития влечёт за собой нарушения в развитии речи), определяются их причины;

определения соответствия (или несоответствие) актуального развития регуляторной сферы, познавательной деятельности и поведения условно нормативному развитию;

оценки уровня освоения содержания образовательных программ и сформированности основных социальных навыков;

определения путей компенсации имеющегося нарушения, потенциальных возможностей и перспектив дальнейшего развития ребёнка.

По итогам диагностики ребёнка в случае необходимости предлагаются занятия со специалистами (учитель-дефектолог, педагог-психолог, медсестра по массажу), которые проводятся с согласия родителей, бесплатно.

Время работы ПМПК:

первое полугодие

с 8.00 до 12.00

второе полугодие

Еженедельно, каждый  вторник

с 8.00  до 16.30

каждый четверг

с 8.00 до 14.00

 

Предварительная запись на ПМПК осуществляется по телефону 

8 (02152) 5-27-34 

или 

8 (02152)5-13-65

ежедневно с 8.00 до 17.00

Как подготовить ребенка к ПМПК

Памятка для родителей

"Как подготовить ребенка к ПМПК"

1. За несколько дней до обследования в непринужденной форме вспомните с ребенком домашний адрес, сведения о родителях (ФИО, где и кем работают), знакомое стихотворение (по возрасту), поговорите о текущем

времени года.

2. Создайте у ребенка позитивный настрой на обследование (не говорите, что пойдете на комиссию,

что там будут проверять знания ребенка и т.д.). Настраивайте ребенка на игровую деятельность, а школьника – на общение с педагогом.

3. Не переживайте сами за результаты и процесс обследования. Помните, что Ваша тревога передается ребенку.

4. В день комиссии ребенок должен быть здоровым. В

случае, если ребенок заболел, позвоните в РПМПК и попросите перенести комиссию на другой день.

5. Поскольку дети часто теряются при большом количестве взрослых, желательно при обследовании присутствие только родителей.

6. Рассчитайте время так, чтобы прийти на комиссию заблаговременно, не спеша и подготовить ребенка.

7. Во время обследования не подсказывайте ребенку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости помощь ребенку окажет педагог.

8. При ребенке не произносите фразы "он стесняется", "он не любит учить стихи, рассказывать", "он это не умеет", "он при посторонних людях не отвечает" и т. п.

9. После комиссии обязательно похвалите ребенка, даже если он отвечал хуже, чем Вы ожидали.

Желаем удачи!

свернуть

О деятельности ПМПК

Государственное учреждение образования

 «Миорский районный Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

(далее – ЦКРОиР)

обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития, координирует деятельность

 в сфере специального образования

 на территории Миорского района

Цель диагностической деятельности ЦКРОиР:

своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.

 

Для проведения

психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями психофизического развития создаётся

психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК).

В состав комиссии входят следующие специалисты ЦКРОиР:

 

 –  председатель ПМПК (директор ЦКРОиР)
 –  учитель-дефектолог  (логопед и (или) олигофренопедагог)

 –  педагог-психолог.

Деятельность  ПМПК

            Работа ПМПК осуществляется согласно нормативным документам:

  • Кодекс Республики Беларусь об образовании;
  • Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и    реабилитации;
  • Методические рекомендации к проведению обследования детей в условиях психолого-медико-педагогической комиссии.

 

Психолого-медико-педагогическое обследование проводится с согласия и в присутствии законных представителей детей. Также обследование может осуществляться по инициативе учреждения социального обслуживания, учреждения образования, организации здравоохранения.

 

Для проведения психолого-медико-педагогического обследования законным представителем представляются следующие документы:

 

  • выписка из медицинских документов;
  • медицинская справка о состоянии здоровья (с указанием наличия или отсутствия психиатрического учета);
  • педагогическая характеристика, предоставляемая учреждением (организацией), в котором обучается или воспитывается ребенок;

Так же могут предоставляться результаты продуктивных видов деятельности ребенка дошкольного или школьного возраста (рисунки, тетради по русскому языку, по математике).

 Перечень документов предоставляемых на ПМПК указан  в Положении о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 16.08.2011 №233)

 

Комиссия после коллегиального обсуждения       результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР содержащее:

 

-  описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;

- рекомендации об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования с указанием типа или вида учреждения образования, оказании коррекционно-педагогической помощи или о создании ему специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего, дополнительного образования.

 

На заключении ЦКРОиР в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития и образовательной программе специального образования.

 

Время работы ПМПК:

первое полугодие

с 8.00 до 12.00

второе полугодие

Еженедельно, каждый  вторник

с 8.00  до 16.30

каждый четверг

с 8.00 до 14.00

Во втором полугодии учебного года с выездом в учреждения образования района (согласно графику).

Прохождение ПМПК позволяет своевременно выявить потребности детей в специальном образовании, определить программу обучения и воспитания для ребенка или форму организации коррекционно-педагогической помощи в оптимальных условиях, необходимых для достижения ребенком с особенностями психофизического развития максимально возможного уровня развития, образованности, интеграции в общество.

 

Психолого-медико-педагогическое обследование рекомендуется проходить при:

- переводе ребёнка с особенностями психофизического развития из специального учреждения образования в класс интегрированного обучения учреждения образования общего типа;

- принятии решения о переводе ребёнка на другую учебную программу специального образования или учебную программу для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

- переходе из начального в среднее звено.

- переходе ребёнка с ОПФР из дошкольного учреждения в школу.

 

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении общего развития детей с проблемами в развитии. Его ре­зультаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

 

Если:

- вы заметили у своего ребёнка  нарушения познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы;

-затрудняетесь с определением выбора образовательного учреждения и маршрута;

- у ребёнка есть нарушения речевого развития;

- вашему ребёнку установлена инвалидность.

 

Мы готовы протянуть руку помощи детям с ОПФР

 

Консультации специалистов государственного учреждения образования «Миорский районный Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»:

 

Штулер Юлия Викторовна

(директор ГУО «Миорский районный ЦКРОиР»)

Тел. 8(02152) 5-13-65

Кремис Татьяна Юрьевна

(заместитель директора ГУО «Миорский районный ЦКРОиР») тел. 8(02152) 5-27-34

 

Гром Светлана Викторовна

(учитель-дефектолог)

Вторник: 8.00 – 13.00 

                              

Позняк  Ольга Викторовна

(педагог-психолог)

Вторник: 8.00 – 13.00

 

Наш адрес: г.Миоры, ул.Коммунистическая, д.31

+375 2152 5-13-65 (директор)
+375 2152 5-27-34 (заместитель директора)

 

Предварительная запись на ПМПК

 осуществляется по телефону 

5-27-34 или 5-13-65

свернуть

Рекомендации по написанию характеристики на ребенка дошкольного возраста для ПМПК

 Педагогическая характеристика  на  ребенка дошкольного возраста

(для воспитателя )

 Ан     Анкетные данные

  • Фамилия, имя ребенка
  • Дата рождения, возраст
  • Домашний адрес
  • Фамилия, имя, отчество родителей,  должность и место работы, семья полная – не полная, благополучная – не благополучная, многодетная, стоит ли на учете. 

 

Р        Речевая среда и социальные условия

  • Занимались ли с логопедом (с какого возраста, каков результат)
  • Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников
  • Отношение членов семья к речевому дефекту ребенка
  • Сформированность и принятие норм социального поведения.
  • Способность управлять своим поведением.
  • Адекватность реагирования на замечания, поощрения, критику.
  • Степень самостоятельности (подчиняемости) в принятии решений, касающихся повседневной жизни.
  • Статусное положение в группе.

 

          Мотивационно-потребностная сфера.

  • Предпочитаемые роли в игровой деятельности (ведущая, второстепенная).
  • Проявление творчества, фантазии в игровой деятельности.
  • Склонность к коллективным или индивидуальным играм.

          Психологические особенности

 О      Общие данные:

  • Общительность: легко вступает в контакт, инициативен / пассивен в общении, общение неустойчивое, избирательное, избирательный негативизм.
  •  Особенности внимания: устойчивое, неустойчивое.
  • Особенности памяти: зрительная, слухоречевая.
  • Мышление: обобщение, исключение, сюжетный ряд, сравнение  .
  • Характер игровой деятельности: манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры.
  • Индивидуальные особенности характера.

Ис      Исследование зрительного восприятия:

  • Восприятие величины: не соотносит, соотносит, показывает, обозначает словом.
  • Восприятие цвета  (4 – 5лет: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый; 5 – 7 лет: кроме основных, – розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый): не соотносит, соотносит (подбирает картинки к данному цветовому фону), показывает, обозначает словом
  • Восприятие формы:  не соотносит, соотносит (с 3 лет: подбирает картинки к образцу – круг, треугольник, квадрат), показывает, обозначает словом (с 4 лет)

И        Исследование пространственно-временных представлений:

  • Ориентировка в пространстве (3 – 4 года: вверху – внизу, впереди – сзади; 4 – 7 лет: показать правую /левую руку /ногу; 5 - 7 лет: показать правый /левый глаз / ухо;)
  • Временные представление (времена года, признаки 6-7 лет, части суток узнавание полярных понятий с 4 лет, называние с 5 лет)

Состояние общей моторики: (по наблюдениям) в норме, моторная напряженность, скованность движений,нескоординированность движений, неловкость, др.

Состояние мелкой моторики: расстегивать, застегивать пуговицы, держать карандаш, рисовать вертикальные, горизонтальные линии, рисовать круг, складывать крупную мозаику. Отмечается: моторика в норме, какой рукой предпочитает работать, нарушения моторики: слабость мышц кистей рук, недостаточная гибкость, подвижность пальцев и запястья, недостаточное развитие статической, динамической, ритмической координации движений.

Работоспособность на занятиях:

  • Отношение: активное ,заинтересованное, безразличное
  • Во время занятий : сосредоточен или часто отвлекается, быстро или медленно включается в работу
  • Утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшения качества или в полном прекращении работы
  • Спад работоспособности в середине занятия, в конце занятия.
  • Умение следовать инструкции, способность удерживать инструкцию по длительности.

 Особенности эмоционально-волевой сферы

Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.

Преобладающее настроение (веселое, грустное) и поведение (спокойное, беспокойное, застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, живость, навязчивость, робость)

          Перечень особенностей личности:

 

В помощь учителю-дефектологу.

 Информация по подробному обследованию детей с ОПФР, написанию характеристики.

Раздел « Понимание речи»

Восприятие речи в широком плане: понимание сказок, рассказов ( фактология и скрытый смысл)

Восприятие речи в ситуативном плане (беседа о семье, школе, игрушках)

Понимание распространённых предложений.

Восприятие предложных отношений.

Понимание сравнительных, атрибутивных конструкций.

Понимание грамматических форм.

Понимание инструкций: словесных, письменных; простых, сложных.

Раздел « Общее звучание речи».

Степень разборчивости речи: невнятная, разборчивость несколько снижена, смазанная.

Темп, ритм речи: запинки, заикание, растянутый, ускоренный.

Тембр, сила голоса: гнусавость, сиплость, степень выраженности назализации; слабый, громкий голос.

Раздел « Артикуляционный аппарат»

Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Отметить наличие и характер аномалий в строении: губы (толстые, тонкие; расщелина, шрамы, рубцы); зубы ( нормальные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие верхних или нижних резцов); прикус (открытый боковой, открытый передний: двусторонний, односторонний, глубокий, мелкий; нормальный); твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель); мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное); язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Состояние артикуляционной моторики: нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Отмечается: наличие или отсутствие движения, объём движений, точность, мышечный тонус, темп выполнения; тремор кончика языка при движениях и удержании позы; слюнотечение; наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.

Раздел « Звукопроизношение»

Определяется характер нарушения произношения гласных, согласных звуков: свистящих, шипящих, соноров, губно-губных, губно-зубных, средненёбных, заднеязычных, твёрдых согласных, звонких согласных ( отсутствие, замена на другие; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и назализованность носовых звуков) в различных условиях произношения ( изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

Раздел « Фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза»

Отмечается:

 Способность  к фонематическому анализу и синтезу;

- выделение ударного в начале слова, выделение звука из слова, определение первого, последнего звука в слове;

- количественный, позиционный анализ;

- фонематические представления;

Слухо–произносительная дифференциация звуков;

- не смешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении, при повторении серии слогов

Отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.

Языковой анализ и синтез предполагает:

анализ предложений на слова и синтез слов в предложении (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении); слоговой анализ и синтез (осознание принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов).

Раздел «Активный словарь»

Словарный запас. Соотношение активного и пассивного словаря. Номинативный, предикативный, атрибутивный словари, наречия. Называние обобщённых слов по группе однородных предметов и понятий, подбор синонимов – антонимов, эпитетов, подбор родственных слов, употребление фразеологических оборотов.

Количественная характеристика: общий запас словаря (в пределах обихода, шире, беден,крайне ограничен).

 Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?

Раздел «Звуко – слоговая структура слова»

Отмечается:

- правильное воспроизведение структуры слова;

- замедленное, послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

- изменение структуры слогов внутри слова (пропуск согласного при стечении, замена закрытого слога открытым и наоборот);

- нарушение звуко – слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки звуков, слогов, уподобление слогов);

- повторение предложений, включающих многосложные слова.

Раздел «Грамматический строй»

Словообразование.

Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных;

Образование прилагательных от существительных;

Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей;

Образование существительных, обозначающих названия животных и их детёнышей;

Образование притяжательных существительных;

Образование приставочных глаголов.

Словоизменение.

Образование множественного числа существительных;

Образование форм родительного падежа множественного числа существительных;

Изменение формы существительных в сочетании с существительными;

Существительные единственного и множественного числа в различных падежах;

Изменение глаголов в словосочетаниях с существительными мужского и женского родов.

Употребление предложно - падежных конструкций.

Раздел «Связная речь»

Предлагается рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказ, составление рассказа – описания.

При анализе результатов обследования рассказа отмечается:

- понимание содержания увиденного

- самостоятельность составления рассказа

- точность, полнота изложения

- последовательность рассказа

- лексико – грамматическое оформление высказывания

Характер ошибок:

- отсутствие у детей самостоятельности в воспроизведении и составлении рассказов;

- нарушение логической последовательности изложения;

- смысловые пропуски;

- незавершённость фрагментов – микротем;

- длительные паузы на границах фраз или их частей.

   

       Раздел «Математические представления»

  1. Пересчёт предметов до 5-10, и т.д.
  2. Соотнесение данного количества предметов с количеством пальцев, цифрой.
  3. Сравнение множеств (больше, меньше, равно).
  4. Счётные операции:

       - на конкретном материале – счёт вслух;

       - на конкретном материале – счёт про себя;

 

Воспитатель                                                                                                              И.О.Фамилия

Заведующий                                                                                                              И.О.Фамилия

Дата, печать.

 

Перечень особенностей личности

 

  • тревожность
  • незащищенность
  • неуверенность
  • склонность к депрессии
  • раздражительность
  • агрессивность
  • конфликтность
  • коммуникативные трудности
  • доброжелательность
  • замкнутость
  • дружелюбие
  • внимательность
  • паясничание
  • демонстративность
  • подражательность
  • скрытность
  • открытость
  • навязчивость
  • справедливость
  • лживость
  • застенчивость
  • искренность
  • подозрительность
  • впечатлительность
  • старательность
  • тактичность
  • эмоциональная сдержанность
  • нерешительность
  • безапеляционность
  • эмоциональная холодность
  • исполнительность
  • словоохотливость
  • артистичность

 

 

 

  • аккуратность
  • бережливость
  • инициативность
  • импульсивность
  • медлительность
  • добросовестность
  • честность
  • склонность к уединению
  • упрямство
  • негативизм
  • игнорирование
  • наличие страхов
  • уход в себя
  • нетерпимость
  • мечтательность
  • отстраненность от взрослых (сверстников)
  • враждебность
  • апатичность
  • безразличие
  • подчиняемость
  • плаксивость
  • леность
  • неуверенность
  • оптимистичность
  • контактность
  • коммуникабельность
  • легкомыслие
  • необязательность
  • пессиместичность
  • отзывчивость
  • жестокость
  • безинициативность
свернуть

Рекомендации по написанию характеристики на ребенка школьного возраста для ПМПК

Педагогическая характеристика на школьника

Задача данной карты-схемы — помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ученика.
Карта-схема включает четыре  раздела:
I. Общие сведения о ребенке (анкетные данные, сведения о состоянии здоровья, успеваемости, внешкольных занятиях).   Прописывает  учитель класса.
II. Проявления личностных качеств в поведении ребенка (направленность интересов, отношение к делу, к другим людям, отношение окружающих).  Прописывает  учитель класса.
III. Особенности психических процессов и эмоций.  Прописывает  учитель-дефектолог.

lV.Учебные навыки       (математика – прописывает учитель класса, чтение, письмо учитель-дефектолог).

Раздел I. Общие сведения о ребенке

1. Анкетные данные

1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата рождения,
3. Школа, класс,
4. Программа обучения ,

5. Сведенье  о родителях: имя, фамилия, отчество; место работы; кем работают; контактные телефоны.

6. Сведенье о семье: полная – неполная, благополучная – неблагополучная, сколько детей; в каких условиях проживают.

2. Сведения о состоянии здоровья
1. Часто ли болеет (часто, средне, редко)
2. Хронические заболевания (какие)
3. Особенности функционирования нервной системы:
— быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки, неутомим;
— быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;
— преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены; пробладает торможение.
3. Успеваемость
(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная) .
 

Раздел II. Проявление личностных качеств в поведении ребенка

Направленность интересов

1. Общественная активность:
1. Активно участвует во всех общественных делах,   не считаясь с собственным временем.
2. Принимает активное участие в общественных целях,   но старается не тратить на это своего свободного времени.
3. Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.
4. Редко принимает участие в общественных делах.
5. Отказывается участвовать в общественных делах.
2. Трудолюбие:
1) Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать ее хорошо.
2) Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнить ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.
3) Редко охотно берется за работу.
4) Чаще всего старается уклониться от любой работы.
5. Всегда уклоняется от выполнения любого дела.
3. Ответственность:
1. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.
2. В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.
3. Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.
4. Очень редко выполняет порученное ему дело.
5. Никогда не выполняет до конца порученное ему дело.


4. Инициативность:
1. Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания.
2. Довольно часто выступает зачинателем нового дела.
3. Редко сам начинает новое дело.
4. Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.


5. Любознательность:
1. Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.
2. В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры.
3. Редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний.
4. Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний.
5. Равнодушен ко всякого рода новым знаниям.


6. Аккуратность:
1. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда одет опрятно, подтянут — и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
2. Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты). Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т. п.) скорее по обязанности.
3. Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
4. Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережет общественное имущество, даже портит его.
5. Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае не задумываясь портит общественное имущество.

Отношение к людям

7. Коллективизм:
1. Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.
2. Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам.
3. Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
4. Как правило, равнодушен к заботам других, по своей у инициативе им не помогает.
5. Считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не лезь не в свое дело».


8. Честность, правдивость:
1. Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно.
2. Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам.
3. Часто говорит неправду ради собственной выгоды.
4. Почти всегда говорит неправду.
5. Склонен всегда говорить неправду.
9. Общительность:
1. Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.
2. Как правило, с удовольствием общается с другими людьми.
3. Стремится общаться с ограниченным кругом людей.
4. Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.
5. Замкнут, необщителен.
10. Чувство товарищества:
1. Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.
2. Как правило, помогает товарищам.
3. Помогает товарищам, когда его просят.
4. Очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи.
5. Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.
11. Вежливость, тактичность:
1. Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.
2. Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.
3. Часто бывает невежлив и нетактичен.
4. Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.
5. Всегда резок, невыдержан как в общении с ровесниками, так и со старшими. В ссоре оскорбляет других, грубит.


Отношение к себе
12. Уверенность в себе:
1. Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы сделать.
2. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости.
3. Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.
4. Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться.
5. Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.
12. Самокритичность:
1. Всегда с вниманием выслушивает справедливую критику и настойчив в исправлении своих недостатков.
2. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.
3. Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.
4. К критическим замечаниям, советам относится невнимательно, но старается исправлять недостатки.
5. Отвергает любую критику. Отказывается признать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.
13. Умение рассчитывать свои силы:
1. Всегда трезво оценивает свои собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу», — не слишком легкие и не слишком трудные.
2. Как правило, верно соизмеряет свои силы и трудности задания.
3. Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соразмеряет свои силы и трудности порученного дела.
4. В большинстве случаев не умеет соизмерять свои силы и трудности дела.
5. Почти никогда не умеет правильно соизмерять свои силы и трудности задания, дела.
14. Самоконтроль:
1. Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.
2. Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.
3. Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».
4. Почти всегда поступает необдуманно; недостаточно тщательно контролирует себя.
5. Постоянно поступает необдуманно, в расчете «на везение».
Волевые качества личности
15. Смелость:
1. Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
2. В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.
3. Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.
4. В большинстве случаев отступает перед силой.
5. Всегда отступает перед силой, трусит.
16. Решительность:
1. Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.
2. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.
3. Иногда колеблется перед ответственным решением.
4. Редко принимает какое-либо ответственное решение.
5. Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.
17. Настойчивость:
1. Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.
2. Как правило, стремится выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.
3. Доводит до конца задуманное лишь в том случае, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.
4. Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.
5. Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.
18. Самообладание:
1. Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.
2. Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера единичны.
3. Порой не умеет справиться со своими эмоциями.
4. Часто не может подавить нежелательные эмоции.
5. Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и пр.

Положение ребенка в детском коллективе

19. Авторитет в классе:
1. Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.
2. Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.
3. Пользуется авторитетом только среди одноклассников (у какой-то группировки, только среди мальчиков или среди девочек).
4. Пользуется авторитетом у отдельных учащихся.
5. В классе авторитетом не пользуется.
20. Симпатии:
1. Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.
2. В классе ребята относятся к нему с симпатией.
3. Пользуется симпатией только у части одноклассников.
4. Пользуется симпатией у отдельных ребят.
5. В классе его не любят.
 

Раздел III. Особенности психических процессов и эмоций

1. Внимание:
1. Всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работах не делает.
2. Достаточно внимательно слушает объяснения учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности.
3. Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.
4. Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часто отвлекается. Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.
5. Как правило, медленно и с трудом сосредоточивает свое внимание на уроке, мало что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечении. Делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
2. Память:
1. При заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминает легко.
2. При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался. Материал, требующий механического запоминания, дается с трудом.
3. Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно 1—2 раза просмотреть его. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала.
4. При изучении долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но смысл излагается точно.
5. Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.
3. Мышление:
1. Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.
2. Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.
3. Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно собственных оригинальных решений не предлагает.
4. В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач.
5. Понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные «шаблоны».
4. Эмоциональная реактивность:
1. Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм.
2. Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может взволновать глубоко.
3. Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
4. Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.
5. Общий эмоциональный тонус:
1. Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается, берется за все дела.
2. Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.
3. Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.
4. В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.
5. Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.
6. Эмоциональная уравновешенность:
1. Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.
2. Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.
3. Эмоционально уравновешен.
4. Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.
5. Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному пово

Раздел lV. Учебные навыки

 (математика – прописывает учитель класса, чтение, письмо )

Математика может прописываться по таким параметрам.

1. Затруднение в счете, отсутствие устойчивых  навыков счета.

2. Трудности при выполнении счетных операций с переходом через десяток.

3. Ошибки при решении арифметических примеров.

4. Трудности в названии компонентов при выполнении арифметических действий.

5. Затруднение при переводе из словесной формы в цифровую и наоборот.

6.Смешивание действий сложение и вычитание, умножение и деление.

7.Затруднение при счете в обратном порядке.

8. Затруднение при определении места числа а натуральном ряду.

9. Ошибки при записи состава чисел (сотни не располагаются слева от десятков, а единицы - справа).

10. Трудности при осуществлении сравнения.

11. Тугодумность, замедленный темп умственной деятельности.

12.Неумение решать задачи.

13. Склонность к шаблонным решениям, к бездумному воспоизведению ранее усвоенных способов выполнение заданий.

14. Неспособность усвоить схемы рассуждений при решении типовых задач.

 

Учитель-дефектолог подробно  прописывает трудности при обучении по языкам и чтению,  если ребенок посещает ПКПП или логопедическую группу и пишет предположительный диагноз.

 

В помощь учителю-дефектологу. Информация по подробному обследованию детей с ОПФР, написанию характеристики.

Раздел «Понимание речи»

Восприятие речи в широком плане: понимание сказок, рассказов ( фактология и скрытый смысл)

Восприятие речи в ситуативном плане (беседа о семье, школе, игрушках)

Понимание распространённых предложений.

Восприятие предложных отношений.

Понимание сравнительных, атрибутивных конструкций.

Понимание грамматических форм.

Понимание инструкций: словесных, письменных; простых, сложных.

Раздел «Общее звучание речи».

Степень разборчивости речи: невнятная, разборчивость несколько снижена, смазанная.

Темп, ритм речи: запинки, заикание, растянутый, ускоренный.

Тембр, сила голоса: гнусавость, сиплость, степень выраженности назализации; слабый, громкий голос.

Раздел «Артикуляционный аппарат»

Анатомическое строение артикуляционного аппарата.

Отметить наличие и характер аномалий в строении: губы (толстые, тонкие; расщелина, шрамы, рубцы); зубы ( нормальные, кривые, вне челюстной дуги, отсутствие верхних или нижних резцов); прикус (открытый боковой, открытый передний: двусторонний, односторонний, глубокий, мелкий; нормальный); твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, сумбукозная щель); мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное); язык (массивный, маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Состояние артикуляционной моторики: нижняя челюсть, губы, язык, мягкое нёбо. Отмечается: наличие или отсутствие движения, объём движений, точность, мышечный тонус, темп выполнения; тремор кончика языка при движениях и удержании позы; слюнотечение; наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.

Раздел « Звукопроизношение»

Определяется характер нарушения произношения гласных, согласных звуков: свистящих, шипящих, соноров, губно-губных, губно-зубных, средненёбных, заднеязычных, твёрдых согласных, звонких согласных ( отсутствие, замена на другие; искажённое, дефектное произношение, назализованность ротовых и назализованность носовых звуков) в различных условиях произношения ( изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

Раздел «Фонематический слух и навыки языкового анализа и синтеза»

Отмечается:

 Способность  к фонематическому анализу и синтезу;

- выделение ударного в начале слова, выделение звука из слова, определение первого, последнего звука в слове;

- количественный, позиционный анализ;

- фонематические представления;

Слухо – произносительная дифференциация звуков;

- не смешиваемых в произношении, смешиваемых в произношении, при повторении серии слогов

Отмечаются возможности слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.

Языковой анализ и синтез предполагает:

анализ предложений на слова и синтез слов в предложении (умение определять количество, последовательность и место слов в предложении); слоговой анализ и синтез (осознание принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов).

Раздел «Активный словарь»

Словарный запас. Соотношение активного и пассивного словаря. Номинативный, предикативный, атрибутивный словари, наречия. Называние обобщённых слов по группе однородных предметов и понятий, подбор синонимов – антонимов, эпитетов, подбор родственных слов, употребление фразеологических оборотов.

Количественная характеристика: общий запас словаря (в пределах обихода, шире, беден,крайне ограничен).

 Качественная характеристика: ошибки в употреблении слов, замены по смыслу и акустическому сходству. Какие части речи чаще всего заменяются?

Раздел «Звуко – слоговая структура слова»

Отмечается:

- правильное воспроизведение структуры слова;

- замедленное, послоговое воспроизведение, но без нарушения структуры;

- изменение структуры слогов внутри слова (пропуск согласного при стечении, замена закрытого слога открытым и наоборот);

- нарушение звуко – слоговой структуры слова (пропуски, вставки, перестановки звуков, слогов, уподобление слогов);

- повторение предложений, включающих многосложные слова.

Раздел «Грамматический строй»

Словообразование.

Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных;

Образование прилагательных от существительных;

Образование существительных, обозначающих профессии и занятия людей;

Образование существительных, обозначающих названия животных и их детёнышей;

Образование притяжательных существительных;

Образование приставочных глаголов.

Словоизменение.

Образование множественного числа существительных;

Образование форм родительного падежа множественного числа существительных;

Изменение формы существительных в сочетании с существительными;

Существительные единственного и множественного числа в различных падежах;

Изменение глаголов в словосочетаниях с существительными мужского и женского родов.

Употребление предложно - падежных конструкций.

Раздел «Связная речь»

Предлагается рассказ по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, пересказ, составление рассказа – описания.

При анализе результатов обследования рассказа отмечается:

- понимание содержания увиденного

- самостоятельность составления рассказа

- точность, полнота изложения

- последовательность рассказа

-лексико – грамматическое оформление высказывания

Характер ошибок:

- отсутствие у детей самостоятельности в воспроизведении и составлении рассказов;

- нарушение логической последовательности изложения;

- смысловые пропуски;

- незавершённость фрагментов – микротем;

- длительные паузы на границах фраз или их частей.

 Раздел «Письмо»

Анализируются письменные работы учащихся, определяется характер ошибок.

- отражение на письме неправильного произношения, несформированность фонематических представлений, кинестетических образов звуков (смешения, пропуски, замены букв);

- искажение звуко-буквенной структуры слова (пропуски согласных при стечении, гласных, перестановки, добавления букв, слогов);

-искажение структуры предложения;

- нарушения предложных конструкций;

- пропуски членов предложения, нарушение последовательности слов в предложении;

- искажения букв на письме;

- замены графически сходных букв на письме.

Раздел «Чтение»

Определяется характер чтения: слогов, слов (односложных, многосложных), предложений , текста.

  1. Определить понимание прочитанных слов, предложений, текста.
  2. Указать способ чтения ( побуквенное, послоговое, словесно – фразовое).
  3. Определить скорость чтения.

Характер ошибок:

- трудности усвоения букв (замены звуков, сходных акустически и артикуляционно, недифференцированные замены букв); побуквенное чтение;

- искажение звуко – слоговой структуры (пропуски и перестановки звуков, слогов, вставки);

- неправильное согласование в роде, числе и падеже существительных и прилагательных, неправильное употребление родовых окончаний местоимений, изменение окончаний глаголов, изменение падежных окончаний и числа существительных.

 

Классный руководитель                                                                            И.О.Фамилия

Директор                                                                                                     И.О.Фамилия

Дата, печать/

 

Перечень особенностей личности:

 

  • тревожность
  • незащищенность
  • неуверенность
  • склонность к депрессии
  • раздражительность
  • агрессивность
  • конфликтность
  • коммуникативные трудности
  • доброжелательность
  • замкнутость
  • дружелюбие
  • внимательность
  • паясничание
  • демонстративность
  • подражательность
  • скрытность
  • открытость
  • навязчивость
  • справедливость
  • лживость
  • застенчивость
  • искренность
  • подозрительность
  • впечатлительность
  • старательность
  • тактичность
  • эмоциональная сдержанность
  • нерешительность
  • безапеляционность
  • эмоциональная холодность
  • исполнительность
  • словоохотливость
  • артистичность

 

 

 

  • аккуратность
  • бережливость
  • инициативность
  • импульсивность
  • медлительность
  • добросовестность
  • честность
  • склонность к уединению
  • упрямство
  • негативизм
  • игнорирование
  • наличие страхов
  • уход в себя
  • нетерпимость
  • мечтательность
  • отстраненность
  • враждебность
  • апатичность
  • безразличие
  • подчиняемость
  • плаксивость
  • леность
  • неуверенность
  • оптимистичность
  • контактность
  • коммуникабельность
  • легкомыслие
  • необязательность
  • пессиместичность
  • отзывчивость
  • жестокость
  • безинициативность
свернуть

Работа с родителями учащихся, направленных на ПМПК

Освидетельствование ребенка на ПМПК является тяжелым эмоциональным стрессом, и для родителей,  и для ребенка. Это объясняется рядом причин – фактор неизвестности, возможность порой значительного изменения в привычном укладе жизни ребенка смена образовательного маршрута, социальные последствия связанные с решением комиссии, сама процедура обследования, когда все сферы личности ребенка подвергаются внимательному изучению – все это и многое другое, безусловно, является серьезной психологической нагрузкой для  ребенка и родителей.

Обычно проблемы, которые привели к направлению на ПМПК, возникают задолго до того, как родителей поставят перед фактом необходимости прохождения комиссии. Как правило, причиной обращения на ПМПК служит плохое усвоение учащимся школьной программы или нарушения поведения, препятствующие нахождению ребенка в классе. Довольно часто родители бывают недостаточно осведомлены об истинном положении дел в школьной жизни ребенка, и постановка вопроса о необходимости смены программы обучения звучит для них как «гром среди ясного неба».  Поэтому  очень важно установить тот момент, когда ученик перестал усваивать программу и попытаться проанализировать причины этого. И если педагог убеждается в том, что имеющиеся проблемы ребенка не решаются педагогическими методами, он должен поставить вопрос о необходимости консультации у врача-психиатра и дальнейшего обследования на ПМПК. Очень часто в своей работе учителя общеобразовательных школ сталкиваются с нежеланием родителей направлять своего ребенка для прохождения психолого – медико-педагогического обследования.

Родители, как правило, оказываются неподготовленными к данной ситуации, чувствуют свою беспомощность и растерянность. В сложившийся ситуации они начинают использовать все доступные им средства и возможности с целью опровергнуть тот факт, что их ребенок не такой как все, и доказать обратное. Это в свою очередь, можно объяснить тем, что родители имеют достаточно низкую психологическую культуру (как и большинство общества). Многие родители переживают главным образом из–за того, что их ребенку будет поставлен диагноз, бояться оценки окружением того факта, что их ребенок отстает в развитии (особенно если  ребенок отстает в интеллектуальном развитии). В наиболее сложных случаях (когда проблемы обучения и поведения достаточно выражены) у родителей может возникнуть даже страх – не отправят ли их ребенка в какую-нибудь специальную школу.

У родителей начинают формироваться негативные, настороженные чувства по отношению к окружающим людям и специалистам сфер здравоохранения и образования. Это в свою очередь приводит к отказу родителей от сотрудничества со специалистами всех сфер.

Одним из направлений деятельности педагога являются консультирование родителей. Консультирование семьи ребенка с проблемами обучения и развития имеет ряд отличительных особенностей. Как правило, у родителей наблюдаются эмоциональная неготовность к такому роду консультирования, в некоторых случаях эмоциональное неприятие, иногда даже явная оппозиция. Необходимо помнить - родители испытывают тревогу, которую не всегда сами осознают. Переживаемая тревога, а нередко и чувство уязвленного самолюбия часто заставляют взрослых занимать неконструктивные позиции по отношению к проблемам своего ребенка. Некоторые родители избегают консультации или скрывают негативные особенности развития. Таким родителям можно объяснить, что провести диагностическое обследование, пройти консультацию и получить рекомендации специалистов необходимо в интересах ребенка, следование советам поможет ему в его трудностях. Иногда родители искренне полагают, что школьные проблемы их ребенка обусловлены недостаточными прилежанием и мотивацией.

Во многих случаях семья не доводит до конца консультирование или, неудовлетворенные результатами обследования начинает искать другого, «более удобного» специалиста, который дал бы более благоприятную информацию, отвечающую наличным потребностям и состоянию родителей. Родители надеются, что такую «хорошую» информацию, в свою очередь, они могли бы представить в школу и тем самым «развеять» опасения и жалобы учителей. В результате могут быть потеряны значительные силы, средства и, что более важно, время, так необходимое для работы с ребенком. Исходя из принципов соблюдения интересов ребенка,  необходима такая организация процесса консультирования, чтобы:

  • «удержать родителей от преждевременного его прерывания;
  • свести до минимума количества посещения других учреждений и специалистов в целях «снятия» или смягчения диагноза, сохранить время на работу с ребенком;
  • достичь в определенной степени адекватного осознания проблемы;
  • «подвести» родителей к принятию адекватных состоянию ребенка решений по его воспитанию, обучению.

Основой эффективности такого рода консультирования является психологическая готовность родителей воспринимать и усваивать передаваемую информацию.

Специалистам, работающим с семьей ребенка с ОПРФР важно учитывать такой показатель как эмоциональное состояние родителей. Это поможет организовать процесс консультирования наиболее эффективно и своевременно подготовить родителей к прохождению психолого-медико-педагогической комиссии.

Необходимо иметь позитивный настрой при общение с родителями ребенка, уметь выражать уважение и признавать права родителей на наличие определенных чувств, права им самим принимать решения. Будут ли родителями приняты рекомендации, зависит от степени доверия, установившегося у них  с консультирующим специалистом.

Беседа должна строиться таким образом, чтобы уменьшить у близких ребенка чувство тревоги, вины и безысходности. Обсуждая проблемы ребенка и возможные пути помощи ему, следует стремиться к тому, чтобы родители приняли его со всеми его особенностями и перешли на конструктивную позицию. Имеет смысл им объяснить, что такие определения, как плохой, ленивый, слабо мотивированный,  подменяя собой истинное понимание трудностей ребенка, не могут мобилизовать его, принижают чувство собственного достоинства и могут действовать как «самоосуществляющееся» пророчество.

Педагог должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждого этапа консультирования, причем на каждом этапе коммуникативного общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся информацию.

Можно привести определенную последовательность процесса консультирования, заключающуюся в следующих моментах:

  • первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к ним.
  • необходимо проанализировать проблемы. Поэтому для педагога  очень важно установить тот момент, когда ученик перестал усваивать программу и попытаться проанализировать причины этой неуспеваемости. Любые возникающие проблемы, в данной ситуации, необходимо решать совместно с родителями. Родители часто бояться, что на ребенка повесят клеймо интеллектуально неполноценно или клеймо «душевно больного», что в свою очередь, негативно отразится на его жизни. Для того, что бы преодолеть этот психологический барьер, необходимо в ТАКТИЧНОЙ и доступной форме рассказать родителям о тех особенностях и отклонениях, которые отмечаются у ребенка в процессе обучения (по возможности на примерах его поведения), чтобы родитель сумел  сравнивать замечания специалиста со своими собственными наблюдениями.  Вместе с родителями изучить рабочие тетради учащегося. Можно попросить родителей привести собственные примеры наблюдений за ребенком.

В этом случае родитель, вероятнее всего, согласиться с тем, что выявленное нарушение у ребенка присутствует.

  • Обсуждение и выявление причин нарушения  у ребенка. Если родитель согласился с тем, что его ребенок имеет то, или иное нарушение, то, вероятнее всего он попросит объяснить причины этого нарушения. Необходимо объяснить им, что в обучении и поведении ученика имеются определенные отклонения, причинами которых могут быть особенности его психического развития. Можно проанализировать это с родителями, не давая своей оценки, особенно негативной к выясненным обстоятельствам. Необходимо убедить родителей, что сам факт отклонений в развитии не является чем-либо постыдным, что такие особенности встречаются достаточно часто, но для дальнейшей успешной жизни и обучения ребенку необходима адекватная помощь. Здесь очень важно избежать появления у родителей чувства вины, поскольку за этим последует сопротивление дальнейшей работе, так как они не хотят признавать, что допустили ошибку в воспитании своего ребенка. Или, наоборот, включаются в работу столь рьяно, что могут спровоцировать какое – либо другое нарушения. Поэтому имеет смысл сказать, что, по-видимому, были какие – то объективные причины.  Какие? В дальнейшем, с целью уточнения истинных причин, привлекших к нарушениям в развитии у ребенка, можно будет порекомендовать пройти обследования у других специалистов (медицинских работников, педагогов различного профиля и.т.д.). Насколько четко и глубоко педагог может выразить свое понимание проблем и свою позицию, зависит от самой семьи, ее эмоционального статуса, культурного уровня, принадлежности к определенному социальному слою.
  • Решение проблемы. В подобных ситуациях родители обычно спрашивают: «Что делать?», т.е.  они понимают, что нарушения имеются, но важно знать, каким образом можно изменить сложившуюся ситуацию. Специалистом, способным оказать такую помощь, на данном этапе, является врач-психиатр. В данном случае педагог должен тактично и деликатно порекомендовать пройти консультацию у врача – психиатра с целью более точного установления истинных причин нарушения у ребенка и дальнейшего обследования на ПМПК с целью получения рекомендаций, касающихся дальнейшего обучения. В данном разговоре следует упомянуть о деятельности, специфики работы ПМПК для профилактики негативного настроя у родителей к прохождению обследования.

Следует пояснить, что в самой процедуре обследования у врача-психиатра и на ПМПК нет ничего страшного и предосудительного. Специалисты выслушают родителей и ребенка, педагога, воспитателя, расспросят их об имеющихся проблемах.

В  результате обследования психиатр сможет выявить причины имеющихся отклонений, что в свою очередь позволит разработать план дальнейших оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Кроме этого, только врач-психиатр сможет объяснить родителю суть и причину аномалий и доказать важность и необходимость соблюдения предложенных рекомендаций. Кроме того, в ходе работы врач-психиатр может оказать родителям консультативную помощь по подбору и применению медикаментозных средств, а так же,  при необходимости,  направить в учреждения здравоохранения  для углубленного и динамического обследования и лечения.

Наиболее важным в процессе консультирования является этап принятия родителями решения. Насколько адекватно принятое решение, насколько оно осознано семьей, и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, - все это определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли и осознали, что это решение повлияет на дальнейшею судьбу ребенка. Педагог  очень часто оказывается единственным, кто может оказать в этот момент какое – либо влияние на нереалистические фантазии и ожидания родителей и профессионально грамотно подвести к принятию  самостоятельного решения родителей о необходимости обследования на ПМПК.         

Специалист, проводящий консультирование семьи с «проблемным» ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи такого консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность. Важно учитывать следующее, что психологически правильно построенное обсуждение тревог и опасений семьи может значительно ослабить некоторые из неприятных реакций, повысить эффективность самого консультирования.

 

 

Педагог-психолог

О.В. Позняк

ФИО родителей, представителей ребёнка

декабрь 2023 год

январь 2024

февраль 2024

апрель 2024

май 2024

15 июнь

август 2024

               
свернуть
поделиться в: