Игры-приветствия являются важным моментом в социальном и коммуникативном развитии детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития.
Игры-приветствия - это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная, направленная на стимуляцию участия ребенка в общей деятельности начальная часть занятий.
Задачи:
- Создать благоприятный эмоциональный настрой – «задать тон».
- Упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями педагога, других детей.
- Развивать чувство сплоченности в коллективе.
- Способствовать снятию негативных изменений в социально-личностной сфере детей, таких как агрессивность, страх, конфликтность.
Правила:
1.Позывные.
Выбирается способ, призывающий детей к началу занятий. Например, звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия), световые (мигание фонарика, гирлянды, светящейся игрушки), визуальные (карточка-символ с изображением ладошки «жест привет»).
2. Традиция образования круга
Для создания эмоциональной атмосферы можно использовать спокойную музыку (желательно одна и та же мелодия на определенный период времени)
Желательно, чтобы игры-приветствия проводились в одном и том же месте, так как дети через некоторое время привыкают к ритуалу.
Способы образования круга могут быть разные: стоя, на условно обозначенном месте для каждого ребенка, сидя на стульчиках, сидя на ленточках- «лучиках солнышка», с изменением распорядка размещения детей в круге с использованием фотографий и т.д.
3.Приветствие.
Прежде, чем начать приветствие педагог его моделирует, т.е. показывает как это делается.
Формы приветствия разнообразны, с учетом особенностей развития каждого ребенка: тактильные, сенсорные, мимические, жестовые, вербальные.
Важно, чтобы приветствие было адресовано не только всем, но индивидуально каждому ребенку.
Возможно использование предметов, которые предаются по кругу или тому, кому адресовано приветствие. Это помогает детям в определении своей самоидентичности.
...
Колокольчик озорной (звонок в колокольчик)
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг.
Слева-друг и справа-друг. (указательный жест)
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ты, катись, веселый мячик
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Тот «привет» передаст нам (жест «привет»)
Ладошки вверх.
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок (ладошки ставят ребром)
И сжали в кулачок.
Ручки вверх подняли
И «здравствуйте» сказали.
Здравствуй, солнышко-дружок (руки вверх, «фонарик»)
Здравствуй, носик-пятачок (указывают на нос)
Здравствуйте, губки.
Здравствуйте, зубки.
Губками «почмокали»
Зубками «пощелкали»
Ручки вверх подняли
И ими помахали-
«Здравствуйте» - сказали
Ходит солнышко по кругу, (Движение в хороводе)
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба - солнечный привет! (Протягивают руки вперед и пожимают друг другу, стоя по кругу)
Мы по кругу ходим, ходим,
Поздороваться хотим.
Ваня (имя ребенка) попрыгает (покружится, улыбнется и т.д. другое действие),
А мы с вами стоим.
Ты шагай, не зевай. (Движение в хороводе)
Руку другу подавай. (Становятся парами)
Поздоровайся ладошкой,
Поздоровайся ты ножкой,
Пальчиками, локотком
И, конечно, язычком. (Движение язычком «часики»)
Круг, кружочек.
Аленький цветочек.
Раз, два, три!
Повернись-ка, Миша, (имя ребенка) ты! (Поглаживают, похлопывают по спине ребенка)
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг! (Жест «я»)
И ты - мой друг! (Жест «ты»)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы по кругу пойдем.
Хоровод заведем.
Дили – дили –дили – дили! (Потряхивают ладошками)
Колокольчики звонили.
Дили – дили –дили – дили!
Колокольчики будили
Всех жучков, паучков (Кружатся и жужжат)
И веселых матыльков. (Машут руками)
Дили-день, дили-день!
Начинаем новый день! (Хлопают в ладоши)
Здравствуйте, (Жест «привет»)
Здравствуйте,
Здравствуйте!
Вот и собрался наш круг.
Здравствуйте,
Здравствуйте,
Здравствуйте!
Руку дал другу друг.
Люда дала руку Леше,
А Леша дал руку Саше. (О каждом ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг! (Покачивают руками вместе)
С добрым утром глазки! (Касаются глаз)
Вы проснулись? (Жест «да» -кивок головой)
С добрым утром ушки! (Касаются ушей)
Вы проснулись?
С добрым утром ножки! (Топают ногами)
Вы проснулись?
С добрым утром ручки! (Вытягивают вперед руки)
Вы проснулись?
И до неба дотянулись? (Поднимают вверх)
Зашагали ножки весело по кругу. (Движение в хороводе)
Привели нас ножки по дорожке к другу.
Раз, два, три! Раз, два, три! (Хлопают в ладоши)
Головкой поклонись.
Раз, два, три! Раз, два, три!
Другу улыбнись.
Побежали ножки весело по кругу.
Прибежали ножки по дорожке к другу.
Раз, два, три! Раз, два, три!
Руку другу жми.
Раз, два, три! Раз, два, три!
Друга обними.
Вот будильник зазвонил,
Ребятишек разбудил.
Мишу, Петю и т.д. (Педагог называет детей по именам, ребенок указывает на себя жестом «я» и подпрыгивает)