Коррекционно-педагогическая помощь

Развитие речи

Развитие речи до 7 лет

Этапы и нормы речевого развития у дошкольников

Овладение речевыми навыками – сложный процесс, который протекает по-своему у каждого малыша. Он включает в себя формирование разговорной речи, понимание обращенных слов, выражение собственных мыслей, эмоций, желаний средствами языка.

Правильность и успешность усвоения речевых умений зависит во многом от окружающей среды и особенностей воспитания в семье и образовательных учреждениях. Сегодня мы поговорим о том, какие этапы речевого развития существуют, а также узнаем нормативные сроки, соответствующие каждому возрастному периоду.

Роль речи в психологическом развитии ребенка сложно переоценить. Вот почему явные речевые нарушения приводят к ряду негативных последствий:

  • у малыша замедляется формирование познавательных процессов;
  • развиваются черты характера, мешающие общению с окружающими (замкнутость, нерешительность, низкая самооценка);
  • появляются сложности с усвоением школьных умений – письма и чтения, что снижает детскую успеваемость.

   Чтобы снизить риск появления подобных нарушений, важно знать последовательность усвоения детьми правил родного языка и нормы формирования речевых умений.

 

Основные этапы развития речи

Отечественный психолингвист и психолог Алексей Леонтьев выделил несколько важных периодов речевого развития, через которые проходит каждый малыш.

Подготовительный этап длится от рождения до года, подразделяясь на три периода:

  • крик – это единственный способ взаимодействия новорожденного с окружающим миром и первая голосовая реакция. С его помощью кроха не только сигнализирует маме, что он ощущает дискомфорт, но и тренирует дыхание, голос и артикуляцию;

 

  • гуление (до 6 месяцев) – это воспроизведение малышом определенных звуков и различных их вариаций: бу-у-у, а-гу, а-гы и т.п. Психологи называют кроху в этот период музыкантом, который настраивает свой инструмент. Очень важно поддерживать детское желание общаться, проговаривая и повторяя «сказанное» вашим чадом;

 

  • лепет (до года) – заключительная стадия подготовки малыша к полноценной речи. Теперь кроха начинает произносить слоги, например, «па», «ба», которые связаны с определенными людьми. «Ма-ма», – произносит ребенок, обращаясь именно к маме.

Преддошкольный этап начинается с момента появления первых слов (обычно с 12 месяцев) и заканчивается в трехлетнем возрасте.

Первые детские слова имеют обобщенный характер. К примеру, словом «дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу. Вот почему понимают кроху только близкие люди и лишь в конкретной ситуации.

С полутора лет дети учатся произносить слова полностью, а не в усеченной форме. Словарь продолжает расти, ребенок складывает маленькие предложения без предлогов: «Катя кися» (у Кати есть кошка), «Катя ам-ам» (Катя хочет есть).

К трем годам в детской речи появляются вопросы: «Куда?», «Где?», «Когда?». Малыш начинает активно использовать предлоги, учится согласовывать слова в числе, падеже и роде.

Дошкольный этап речевого развития длится с трех до семи лет. В это время объем активного и пассивного словаря значительно увеличивается. Если малыши четвертого года жизни используют в речи чаще простые предложения, то к пяти годам они уже общаются сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. А к концу дошкольного этапа дети обычно правильно выговаривают звуки, грамотно строят предложения и имеют широкий кругозор.

 

                             Нормы развития речи по возрастам

                                       В 2 года ребенок:

  • называет несколько знакомых предметов из своего окружения;
  • составляет простейшие предложения, чаще всего состоящие из глаголов и существительных – «Кися кусит» (кошка кушает);
  • показывает пять частей тела по маминой просьбе («Где у тебя носик?»);
  • может использовать в речи до 150-300 слов;
  • знает и использует несколько местоимений – «мой», «моё», «моя»;
  • пропускает ряд звуков – ж, ш, з, с, р, л, ц, щ («мосьно» вместо «можно»).

                                           В 3 года дети:

  • обладают активным словарным запасом из 1000 слов, обычно это глаголы;
  • начинают применять множественное число существительных;
  • знают основные части тела и могут их показать и назвать;
  • используют союзы «если», «когда», «потому что»;
  • называют свой пол, имя и возраст;
  • понимают рассказанные и прочитанные небольшие сказки и стихи;
  • понимают простые вопросы, отвечают на них чаще односложно.

                                     В 4 года малыши:

  • используют в речи до 2000 слов;
  • меньше сокращают, переставляют и пропускают слова;
  • отвечают на вопросы, пересказывают хорошо знакомые рассказы и сказки;
  • иногда неверно произносят шипящие и свистящие звуки;
  • задают множество вопросов – как простых, так и довольно неожиданных;
  • говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями – «Я стукнул Васю, потому что он забрал машинку».

                                    В 5 лет ребенок:

  • расширяет свой словарь до 2500-3000 слов;
  • может составить рассказ по картинке;
  • применяет обобщающие понятия (цветы, дикие животные, обувь, транспорт и т.д.);
  • использует в предложениях все части речи – прилагательные, местоимения, деепричастия, междометия и т.п.;
  • разговаривает на понятном взрослому языке, хотя встречаются и ошибки при ударении, при склонении существительных;
  • чисто произносит все звуки, определяя гласные и согласные, твердые и мягкие.

                                В 6-7 лет дошкольники:

  • используют в речи от 3500 слов;
  • разговаривают образными выражениями, метафорами («радужная улыбка», «мамино счастье»);
  • склоняют все члены предложения по роду, падежу и числу;
  • любят и охотно рассказывают сказки, сочиняют истории, отвечают на вопросы.

Если вы отметили, что речевое развитие вашего чада значительно отстает от примерных ориентиров нормального формирования речи, обязательно обратитесь за помощью к специалисту.

 

Также вас должно насторожить, если ребенок:

- в два года не показывает на картинке кошку, зайчика, медвежонка, не понимает самых простых вопросов;

- в трехгодовалом возрасте не может выполнить двухсоставную инструкцию («Возьми бутылочку и принеси мне»), не называет известные ему вещи;

- в четыре года не в состоянии ответить на простейшие вопросы, неправильно произносит большинство звуков, говорит короткими предложениями.

В раннем и особенно дошкольном возрасте происходит активное развитие речи у детей, которое влияет на совершенствование всех психических процессов. Вот почему так важно иметь представление о нормативных сроках усвоения ребенком речевых навыков. Конечно, каждый малыш индивидуален, однако знание норм и этапов развития речи поможет вам вовремя обратиться к специалисту в случае обнаружения каких-либо проблем.

свернуть

КАК ИГРАТЬ С ПИРАМИДКОЙ

Игрушка — предмет детских забав и развлечений — служит целям умственного, нравственного, физического и эстетического воспитания — разностороннего развития детей. Игрушка способствует познанию ребенком окружающей действительности, развивает его мышление и речь, пробуждает творческую инициативу. Как разнообразить игры в знакомые игрушки?

Пирамидка — традиционная игрушка для развития мелкой моторики и координации рук малыша, а как следствие,  и речевых навыков. Игры с пирамидкой знакомят малыша с размерами, соотношениями «больше – меньше, способствуют навыкам ориентирования в пространстве, развивают память, внимание, начальные навыки счета.

Пирамидки бывают разной формы, размеров, цветов, из различных материалов. Чаще всего встречаются пластиковые и деревянные пирамидки, однако они могут быть и тряпичные. Например, в виде ёлочки. Есть разноцветные пирамидки, состоящие из деталей множества цветов, а есть одноцветные. Пирамидки могут состоять из колец одинакового размера (прямоугольные) или разного (конусообразные, шарообразные).

Пирамидка не обязательно состоит именно из колец: она может быть составлена из формочек-колпачков разного размера, которые ставятся одна на другую. Такие пирамидки из формочек многофункциональны, поскольку служат также игрушкой-вкладышем: одна формочка вкладывается в другую, большую по размеру. Кроме того, формочки от пирамидки можно использовать в песочнице и в играх с водой. Зачастую на дне каждой формочки производители делают различное количество отверстий, расположенных в разном порядке. Отверстия позволяют малышу экспериментировать со свойствами песка и воды: сыпучестью и текучестью. Насыпанный в такую формочку мелкий песок будет высыпаться из отверстий, а вода выливаться струйками.

Существуют крупные напольные пирамиды, есть и настольные и даже совсем крохотные — карманные. Карманную пирамидку можно носить с собой и собирать её где угодно. Однако такая пирамидка не подходит малышам до 2 лет, поскольку они ещё не в состоянии собрать пирамидку из мелких деталей.

 

Игры с пирамидкой можно начинать с ребёнком в возрасте 9-11 месяцев.

С этого возраста и до полутора лет желательно предлагать малышу самые простые пирамиды — крупные, состоящие из двух-трёх насадок (колечек) одного цвета или разного, разной величины. Отверстия в кольцах должны быть большими, чтобы ребёнок смог надеть кольцо на стержень. Ваша задача — побудить малыша самостоятельно снимать кольца со стержня пирамидки и надевать их обратно.

Возьмите в свои ладони руки ребёнка и проведите ими по пирамидке. Позвольте ребёнку осмотреть пирамидку со всех сторон. После этого покажите, как правильно снимать кольца с пирамидки, чтобы она не упала: аккуратным движением снизу вверх. Затем покажите, как надевать кольца на пирамидку. Теперь пусть малыш попробует самостоятельно снимать и надевать кольца пирамидки. Вы можете раскладывать кольца рядом с малышом так, чтобы он брал их в правильном порядке и последовательно надевал на стержень. Положите рядом с ним с самое большое кольцо, затем поменьше, и дальше всех — самое маленькое. Однако имейте в виду, что пока ребёнок не способен собирать пирамидку в правильном порядке и будет делать это произвольно. Сейчас главное, чтобы ребёнок научился нанизывать на пирамидку кольца и снимать их, не опрокинув всю конструкцию.

Существуют пирамидки с конусообразным стержнем. Такая пирамидка подскажет малышу, как правильно действовать: маленькое кольцо она не пропустит вниз стержня, и ребёнок будет вынужден подыскать другое кольцо — крупное. Чтобы сравнивать кольца по размеру, можно прикладывать их одно к другому. Позже, ближе к двум годам малыш научится различать кольца на глаз и сможет брать по очереди кольца нужного размера.

 Ребёнку полутора-двух лет подойдёт пирамидка с пятью-шестью кольцами контрастных цветов, которые резко различаются по размеру. Детям после трёх лет уже можно давать более сложные пирамидки: с семью и более деталями разных форм, с мелкими и близкими по размеру насадками, которые также похожи по цвету (но различаются оттенками). Наиболее интересны детям в этом возрасте оригинальные пирамидки в виде животных, машинок и других сложных.

Есть и игрушки, которые могут заменить пирамидки. Это всем известные из детства матрешки, игрушки - вкладыши. Принцип почти тот самый, а вид у них немного другой.  Есть такие малыши, которые отдают предпочтение всяким бытовым предметам, а не своим красивым игрушкам. Например, некоторые дети любят надевать и снимать с баночки крышечку, а маминой посудой наверняка играют все дети, вкладывая в большую кастрюлю меньшие по размеру и наоборот. Примеров можно навести множество, главное, следите, что бы играя такими «игрушками» ребенок был в безопасности.

                                        Как играть с пирамидками?   

 

1. Раскладывать колечки в ряд «по  росту». Сначала родитель раскладывает, ребенок смотрит. Потом раскладывать вместе. Родитель может ошибаться, надеясь, что ребенок его поправит;

2. Выкладывать колечки друг на друга в любом порядке. Попытайтесь навести ребенка на мысль, как построить самую устойчивую башню (положить колечки по убыванию диаметров). С детьми постарше соберите колечки от разных пирамидок и по очереди стройте башню. У кого она разрушится, тот и проиграл;

3. Задачки “продолжи последовательность”. Выложите 2-4 колечка в порядке возрастания (убывания) диаметров и предложите малышу выбрать из оставшихся колечек подходящее для продолжения цепочки;

4. Можно выкладывать последовательности, пропуская колечко в середине. Пусть ребенок найдет, какое колечко должно занять пустое место;

5. Бросайте колечки. Лучше, если малыш соревнуется сам с собой, стараясь забросить следующее колечко дальше предыдущего. Бросайте колечки, стараясь попасть в ведерко;

6. На колечках-плотах катайте на волнах в ванной маленькие игрушки. Покажите малышу, как тонет маленькое колечко под весом какой-то игрушки, а большое ее выдерживает;

7. Завертите волчком колечко от пирамидки. Или покатите колечко. Когда ребенок тоже этому научится, постройте из кубиков ворота разной ширины и закатывайте в них колечки;

8. Нанизывайте колечки от пирамидки на веревку;

9. На палочку от пирамидки можно надевать маленькие резинки для волос;

 10. Используйте детали пирамидки в строительстве;

11. Возьмите набор матрешек и колечки от пирамидки. Расселяйте матрешек по домикам соответствующего размера. Если нет матрешек – вырежьте из разноцветного картона бабочек и рассаживайте их на колечки-цветки;

12. Цветных картонных бабочек можно расселять не по размеру, а по соответствию цветов (красную бабочку на красное колечко и т.п.);

13. Учите ребенка прыгать в длину. Каждый новый рекорд помечайте колечком пирамидки. Предложите перепрыгивать колечки. Или разложите их на расстоянии друг от друга, пусть малыш прыгает от одного колечка к другому;

14. Из деталей старой пирамидки можно мастерить мебель в кукольном домике – стол, стулья, раковину;

15. Привяжите колечко от пирамидки к веревке. Качайте веревку, а ребенок пусть старается (не сходя с места) поймать колечко.

15. Привяжите колечко от пирамидки к веревке. Качайте веревку, а ребенок пусть старается (не сходя с места) поймать колечко.

 
свернуть

Рекомендации для родителей по закреплению правильного звукопроизношения

Наконец, наступил долгожданный момент, когда Ваш ребёнок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто испытывают разочарование, когда ребёнок не произносит правильный звук в самостоятельной речи, а только повторяет по просьбе взрослых.

Уважаемые родители!  Совместная Ваша работа и учителя-дефектолога помогает закрепить полученные детьми на занятиях навыки правильного звукопроизношения. Для того, чтобы эта работа была наиболее эффективна, выполняйте следующие упражнения не только дома, но и по дороге в детский сад, на прогулке, в походах по магазинам, в поездках и т.д. …

Следите за повседневной речью своего ребенка, за чистым произношением поставленных звуков (чем чаще вы будете поправлять в речи своего ребенка, тем быстрее эти ошибки исчезнут и правильное произношение войдет в привычку, станет нормой).

Все упражнения выполняются только после постановки звука логопедом!

Игры и упражнения для автоматизации звуков

Игра «Один-много». Измени слова.

Например: сад-сады.

Игра «Закончи слово»

Например: са-лат, са-лют.

Игра «Посчитай»          

Например: одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис.

Упражнение «Раздели слово на слоги». Хлопками разделять каждое слово на слоги.

Например: сын (1), са-лат (2), са-мо-вар (3).

Упражнение «Эхо». Послушай, слова. (Взрослый называет любые 2—5 слов — названий картинок.) Ребёнок должен запомнить их и повторить в том же порядке, выделяя автоматизируемый звук.

Упражнение «В гостях у гномов». Я назову большой предмет, а ты назови маленький. Образец: сом — сомик.

Упражнение «Жадина». (Взрослый называет слова, а ребёнок подбирает местоимения мой (моя, мое, мои))Образец: моя каска.

 Упражнение «Составь предложение». Образец: Саня... маска. — Саня надел маску.

Игра «Кто придумает больше слов, которые начинаются на звук…»

Игра «Кто придумает больше слов, которые заканчиваются на звук…»

Игра «Кто придумает больше слов, у которых есть звук… в середине слова»

Проговаривание скороговорок, чистоговорок, либо просто заучивание стихов с закрепляемым звуком;

Проговаривание предложений, насыщенных закрепляемым звуком;

Данные игры и упражнения помогают не только более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, но и развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико-грамматического строя речи, что немало важно при дальнейшем обучении детей в школе.

Играйте, занимайтесь с удовольствием и всё у Вас получится!

свернуть

Коммуникативные игры-приветствия как начальная часть занятий в условиях спецкласса ЦКРОиР

Игры-приветствия являются важным моментом в социальном и коммуникативном развитии детей с  тяжелыми и (или) множественными нарушениями развития.

Игры-приветствия - это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная, направленная на стимуляцию участия ребенка в общей деятельности начальная часть занятий.

Задачи:

  • Создать благоприятный эмоциональный настрой – «задать тон».
  • Упражнять в умении согласовывать свои действия с действиями педагога, других детей.
  • Развивать чувство сплоченности в коллективе.
  • Способствовать снятию негативных изменений в социально-личностной сфере детей, таких как агрессивность, страх, конфликтность.

Правила:

1.Позывные.

Выбирается способ, призывающий детей к началу занятий. Например, звуковые сигналы (звонок, хлопок, звучание музыкального инструмента, мелодия), световые (мигание фонарика, гирлянды, светящейся игрушки), визуальные (карточка-символ с изображением  ладошки «жест привет»).

2. Традиция образования круга

Для создания эмоциональной атмосферы можно использовать спокойную музыку (желательно  одна и та же мелодия на определенный период времени)

Желательно, чтобы игры-приветствия проводились в одном и том же месте, так как дети через некоторое время привыкают к ритуалу.

Способы образования круга могут быть разные: стоя,  на условно обозначенном месте для каждого ребенка, сидя на стульчиках, сидя на ленточках- «лучиках солнышка», с изменением распорядка размещения детей  в круге с использованием фотографий и т.д.

3.Приветствие.

Прежде, чем начать приветствие педагог его моделирует, т.е. показывает как это делается.

Формы приветствия разнообразны, с учетом особенностей развития каждого ребенка: тактильные, сенсорные, мимические,  жестовые, вербальные.

Важно, чтобы приветствие было адресовано  не только  всем, но индивидуально  каждому ребенку.

Возможно использование предметов, которые предаются  по кругу или тому, кому адресовано приветствие. Это помогает детям в определении своей самоидентичности.

...

Колокольчик озорной  (звонок в колокольчик)

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг.

Слева-друг и справа-друг. (указательный жест)

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

 

Ты, катись, веселый мячик

Быстро-быстро по рукам.

У кого веселый мячик,

Тот «привет» передаст нам (жест «привет»)

 

Ладошки вверх.

Ладошки вниз,

Ладошки на бочок (ладошки ставят ребром)

И сжали в кулачок.

Ручки вверх подняли

И «здравствуйте» сказали.

 

Здравствуй, солнышко-дружок (руки вверх,  «фонарик»)

Здравствуй, носик-пятачок (указывают на нос)

Здравствуйте, губки.

Здравствуйте, зубки.

Губками  «почмокали»

Зубками «пощелкали»

Ручки вверх подняли

И ими помахали-

«Здравствуйте» - сказали

 

Ходит солнышко по кругу, (Движение  в хороводе)

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба - солнечный привет! (Протягивают руки вперед и пожимают друг другу, стоя по кругу)

 

Мы по кругу ходим, ходим,

Поздороваться хотим.

Ваня (имя ребенка) попрыгает (покружится, улыбнется и т.д. другое действие),

А мы с вами стоим.

 

Ты шагай, не зевай. (Движение в хороводе)

Руку другу подавай. (Становятся парами)

Поздоровайся ладошкой,

Поздоровайся ты ножкой,

Пальчиками, локотком

И, конечно, язычком. (Движение язычком «часики»)

 

Круг, кружочек.

Аленький цветочек.

Раз, два, три!

Повернись-ка, Миша, (имя ребенка) ты! (Поглаживают, похлопывают по спине ребенка)

 

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг! (Жест «я»)

И ты - мой друг! (Жест «ты»)

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы по кругу пойдем.

Хоровод заведем.

 

Дили – дили –дили – дили! (Потряхивают ладошками)

Колокольчики звонили.

Дили – дили –дили – дили!

Колокольчики будили

Всех жучков, паучков (Кружатся и жужжат)

И веселых матыльков. (Машут руками)

Дили-день, дили-день!

Начинаем новый день! (Хлопают в ладоши)

 

Здравствуйте, (Жест «привет»)

Здравствуйте,

Здравствуйте!

Вот и собрался наш круг.

Здравствуйте,

Здравствуйте,

Здравствуйте!

Руку дал другу друг.

Люда дала руку Леше,

А Леша дал руку Саше. (О каждом ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг! (Покачивают руками вместе)

 

С добрым утром глазки! (Касаются глаз)

Вы проснулись? (Жест «да» -кивок головой)

С добрым утром ушки! (Касаются ушей)

Вы проснулись?

С добрым утром ножки! (Топают ногами)

Вы проснулись?

С добрым утром ручки! (Вытягивают вперед руки)

Вы проснулись?

И до неба дотянулись? (Поднимают вверх)

 

Зашагали ножки весело по кругу.  (Движение в хороводе)

Привели нас ножки по дорожке к другу.

Раз, два, три! Раз, два, три!  (Хлопают в ладоши)

Головкой поклонись.

Раз, два, три! Раз, два, три!

Другу улыбнись.

Побежали ножки весело по кругу.

Прибежали ножки по дорожке к другу.

Раз, два, три! Раз, два, три!

Руку другу жми.

Раз, два, три! Раз, два, три!

Друга обними.

Вот будильник зазвонил,

Ребятишек разбудил.

Мишу, Петю и т.д. (Педагог называет детей по именам, ребенок указывает на себя жестом «я» и подпрыгивает)

свернуть

Коррекционно-педагогическая помощь

ЦКРОиР оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам, имеющим стойкие или временные трудности в усвоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ общего среднего образования.

Зачисление лиц с особенностями психофизического развития для получения коррекционно-педагогической помощи осуществляется по результатам диагностической деятельности государственного ЦКРОиР и на основании заявления их законных представителей.

Коррекционно-педагогическая помощь направлена на исправление или ослабление психических и (или) физических нарушений, активизацию познавательной деятельности, развитие мотивационной и эмоционально-волевой сфер, формирование навыков общения, общих способностей к учению, что в целом обеспечивает профилактику неблагоприятного хода развития личности обучающегося.

Коррекционно-педагогическая помощь оказывается учителем-дефектологом в форме коррекционных занятий индивидуально, с группой или подгруппой лиц с особенностями психофизического развития.

В группы объединяются лица с особенностями психофизического развития со сходными нарушениями и, как правило, одного возраста.

В зависимости от характера нарушения развития могут быть сформированы следующие группы для лиц: с нарушениями речи; с нарушением слуха; с нарушениями зрения;

с нарушениями психического развития (трудностями в обучении).

Для лиц с аутистическими нарушениями и синдромом дефицита внимания и гиперактивностью показаны индивидуальные коррекционные занятия.

Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы - 2-3 человека.

Коррекционные занятия проводятся по расписанию, утвержденному руководителем ЦКРОиР. Периодичность посещения занятий - 2-3 раза в неделю.

Отчисление обучающихся с особенностями психофизического развития из ЦКРОиР может проводиться в течение года в случае, если нарушение развития исправлено или сформированы компенсаторные способности, приведшие к ослаблению выявленного нарушения развития.

свернуть
поделиться в: